"Ну, конечно, там - рай, ну, конечно, здесь - ад"

Чем вообще занимаются российские правозащитники? В очередной раз поднимать этот вопрос странно, но так уж складываются обстоятельства, что игнорировать его для обозревателя - профессиональный проступок. В сети одна под другой стоят две новости: "Представители правозащитных организаций отказались защищать Джулиана Ассанжа" и "Правозащитники выступят за отставку Суркова".

Одна новость - от среды, 8 декабря. В ответ на предложение анонимного чиновника АП РФ выдвинуть Ассанджа на Нобелевскую премию мира, российские НКО отреагировали с, мягко выражаясь, недоумением.

"Я не могу поверить, что человек из администрации президента мог это говорить без иронии", - цитируют СМИ слова главы правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова. "Это нелепо. Мне трудно оценивать, достоин ли Ассандж Нобелевской премии", - говорит глава движения "За права человека" Лев Пономарев.

"Звучит это все крайне абсурдно, почему именно с подобным посылом это адресуется неправительственным организациям мне глубоко непонятно, видимо это какая-то шутка", - сказала Татьяна Локшина, представитель московского отделения Human Rights Watch.

Такова позиция правозащитного сообщества в отношении человека, который попал в жернова мировых правительств, рассказав часть правды о том, как делается большая политика.

Позиция, надо сказать, не уникальная. В ноябре оппозиционер Илья Яшин выступил в своем блоге в поддержку репортеров Russia Today, столкнувшихся с произволом полиции США. И, по-моему, сам испугался реакции либеральной общественности: "После шпионских скандалов нет ничего удивительного в аресте таких журналистов"; "C каких это пор, пропагандоны из "раши тэдэй" стали журналистами или репортёрами?"; "Нужно ограничивать деятельность агентов влияния дикарских фашистских режимов".

В том же ключе, разве что мягче, выступила глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, которая в комментарии "РИА Новости" заявила, что полиция США, в отличие от российской милиции, действует строго в соответствии с законом при работе на несанкционированных массовых мероприятиях, и не исключила, что журналисты RT могли сами каким-то образом нарушить правила. Как нужно было нарушить правила, чтобы репортеров заковали в наручники и на 32 часа бросили в камеру с уголовниками - Людмила Алексеева не уточнила.

Вторая новость - от четверга, 9 декабря. "На гражданском форуме, который пройдет в День Конституции, правозащитники намерены выступить с обращением к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой уволить первого заместителя главы администрации президента Владислава Суркова", - сообщает "Коммерсант". Вышеупомянутая Людмила Алексеева заявила изданию, что деятельность господина Суркова вызывает у общественных организаций "стойкое недовольство".

На вопрос газеты, почему правозащитники решили заняться политикой, хотя ранее на своих форумах старались дистанцироваться от нее, Алексеева ответила: "Это не политика, а наша работа".

Ситуация как раз такова, что две новости, оказавшись в сети одна под другой, больше говорят о происходящем, чем все аналитические выкладки вместе взятые. Комментарии тут просто излишни. Остается только слегка перефразировать цитату из песни: говорят, правозащитники самый циничный народ.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *