Американцы бомбили Данию запчастями

Специальная комиссия в Дании расследует обстоятельства инцидента с самолетом одной из американских авиакомпаний, от которого во время полета отвалилась 20-килограммовая крышка люка, закрывавшего гидравлическое отделение на крыле. Массивная запчасть вроде бы никому на голову не упала. Но ведь не только запчастями "бомбардировали" американцы Европу.

По информации агентства "Ассошиэйтед Пресс", пилоты пассажирского "Боинга-757", выполнявшего рейс Нью-Йорк — Копенгаген, при заходе на посадку обнаружили неполадки в гидравлической системе. Лайнер все-таки благополучно приземлился в аэропорту датской столицы.

При наземном осмотре самолета выяснилось, что причиной сбоя в работе гидравлики стала потеря крышки люка спецотсека. Эксперты установили, что крышка размером 120 на 80 сантиметров и массой 20 килограммов оторвалась от левой консоли крыла на высоте более трех тысяч метров, когда самолет пролетал над городом Хольбек, что в 60 километрах к западу от Копенгагена.

Инцидент произошел 19 ноября, однако авиационные власти Дании сообщили о нем только недавно — лишь после того, как были получены первые результаты расследования. Кстати, саму крышку люка пока так и не нашли. Хотя уже понятно, что она никого не разбомбила, к счастью.

Но люк — это еще что. Американская военная авиация бомбила Европу даже атомными и водородными бомбами! История сохранила для потомков такие случаи. Вот наиболее красноречивый из них.

Читайте также: Правда и вымысел о самой "гуманной" бомбе

17 января 1966 года американский стратегический бомбардировщик "Б-52" потерял у берегов Испании четыре водородные бомбы. Самолет, участвовавший в круглосуточном воздушном патрулировании, производил дозаправку в небе. Самолет-цистерна "КС-135" встретил своего клиента над Средиземноморьем, у побережья Испании.

Дозаправка началась около десяти часов утра над деревушкой Паломарес. Самолеты, летевшие на высоте 9300 метров со скоростью 600 километров в час, объединил шланг длиной 50 метров. Неожиданно заполыхал и взорвался один из восьми двигателей бомбардировщика. С горящего крыла огонь перекинулся на воздушный заправщик. Патрульный экипаж успел выполнить аварийный сброс боезапаса, после чего, как и летчики авиатанкера, выбросился с парашютами.

Фото: AP

Через секунды "Б-52" взорвался полностью. После грандиозного фейерверка на земле вырос багрово-черный гриб. Обломки рассыпались на площади около 40 квадратных километров и догорали в течение пяти часов. К счастью, иберийский Паломарес уберегся от огненных языков, но катастрофа стоила жизни семи летчикам.

Вскоре Госдепартамент США признал, что погибший бомбардировщик был оснащен ядерным оружием. Власти не уточняли параметры растерянного арсенала, и лишь позже подробности оказались достоянием гласности. Рухнувший "Б-52" нес четыре водородные бомбы с тротиловым эквивалентом по 25 мегатонн, то есть каждая из них была в 1250 раз мощнее сброшенной на Хиросиму. Такая бомба, взорвавшись на земле, уничтожила бы все живое в зоне 30 километров.

Спустя день три утерянные бомбы разыскали на побережье; инициирующий заряд двух из них сработал от удара о грунт. К счастью, противоположные объемы тротила взорвались несинхронно, и вместо сжатия детонационной радиоактивной массы разбросали ее вокруг. Поиски четвертой бомбы развернулись на территории 70 квадратных километров. Через полтора месяца напряженных работ из-под воды были извлечены тонны обломков, но бомбы среди них не было.

Благодаря рыболовам, ставшим свидетелями трагедии, 15 марта было установлено место падения злополучного груза. Бомбу обнаружили на глубине 777 метров, над крутой донной расщелиной. Ценой нечеловеческих усилий, после нескольких соскальзываний и обрывов тросов, 7 апреля бомбу удалось поднять. Она пролежала на дне 79 суток 22 часа 23 минуты. Еще через 1 час 29 минут ее обезвреживали специалисты. Это была самая дорогая спасательная операция на море в ХХ веке — расходы по ней составили 84 миллиона долларов… Дороже нее только поднятие российской АПЛ "Курск", но это случилось уже в следующем веке и даже в следующем тысячелетии.

Кстати, за всю свою историю ВВС США потеряли 11 атомных бомб. А всего на дне мирового океана покоятся более 50 ядерных боеприпасов. Понятное дело, что самую значительную часть из них потеряли Вооруженные силы СССР…

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить