Как воспитать настоящего царевича

Новый год, как сегодня, праздновали в России далеко не всегда. О том, кто из российских императоров первым стал подкладывать под елку подарки для своих детей, а также о том, какие аспекты воспитания юных наследников престола актуальны по сей день, в интервью "Правде.Ру" рассказывает ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея, автор книги "Детство в царском доме. Как воспитывали наследников российского престола" доктор исторических наук Вера Бокова.

— На что ставился основной акцент в воспитании маленьких царевичей?

— Царевича воспитывали так, чтобы он осознавал свою ответственность перед государством, чтобы был готов к всевозможным преобразованиям — широко мыслил. Среди таких педагогических удач был, безусловно, Александр I, так же как и Александр II. Теоретически можно отнести сюда и Николая II, который был человеком очень образованным, ответственным, в высшей степени сознательным. Вообще, весь XIX век в сознание наследника престола прежде всего закладывалась мысль о его ответственности: он человек, который должен отвечать за все.

Очень часто в жертву этому высочайшему чувству ответственности приносилось все: и личные интересы, и привязанности. Ведь многие из будущих монархов в юности были влюблены вовсе не в тех, кто затем был предназначен им в жены. Но они "наступали на горло" своему чувству именно потому, что их обязанностью как главы государства был брак с "нужной" женщиной.

В особенности начиная с эпохи Николая I. У Николая было много детей, и он очень серьезно смотрел на эту сторону жизни. Стремился прививать детям чувство ответственности, пресекал снобизм и в первую боролся с ленью. Трудолюбие считалось основным достоинством царского ребенка. Николай I всегда лично вмешивался в воспитание детей, если те проявляли плохие, с его точки зрения, качества. Особенно он настаивал на скромности поведения. Он внушал детям, что только большим трудолюбием и преданностью делу можно искупить "грех" своего рождения в царской семье, так как само по себе высокое происхождение, по его мнению, не достоинство, а, скорее, недостаток.

Ведь такой человек играет особую роль. Поэтому ребенок должен понимать свою исключительность и вместе с тем быть скромным. В счастливых монарших семействах, где царила гармония, дети вырастали вполне достойными. А в неблагополучных браках случались педагогические промахи и даже провалы. В истории двух правящих семей — и Рюриковичей, и Романовых — таких случаев было несколько.

Фото: AP

Например, история воспитания Петра III. С нашей точки зрения, оно было совершенно несуразным и привело к известным печальным последствиям. В нем сформировался тип неуверенного в себе правителя и глубоко несчастного человека.

— Насколько в сегодняшней педагогике можно использовать приемы воспитания наследников российского престола?

— Сегодня чувство ответственности в детях воспитывается в последнюю очередь. Вообще, в методах воспитания царских детей есть много актуального и для современной педагогики. В частности, моральные ориентиры, которыми прекрасно можно руководствоваться и сегодня. Ведь особенно к концу XIX века планка воспитания наследника престола была очень высока. Тогда существовали определенные программы воспитания. Ни один педагог не приступал к занятиям, не составив предварительно программы, в которую, кстати, родители вносили свои коррективы.

Учитывая, что сегодня много богатых и влиятельных родителей, можно смело сказать: многое из того, что воспитывалось в царских детях, актуально по сей день. В остром дефиците сегодня и уважение к наставникам (без которого воспитать порядочного человека никогда не удавалось), и осознание своей высокой миссии, и, главное, отсутствие снобизма, которое в царских детях культивировался с первых дней. Царский ребенок был очень просто одет, его не баловали и не "перегружали" излишним вниманием. Ему воздавали почести исключительно как члену царской семьи, не более. Как личность наследник ограждался от них, чтобы у него не развивалось тщеславие. Такая методика воспитания у многих высокопоставленных современных родителей сегодня напрочь отсутствует.

— А получаемое образование могло пригодиться в жизни вне царского дворца?

— Жизнь наследника всегда была отделена от жизни подданных, фактически он с ними никогда не соприкасался. У нас не было традиции, как в европейских странах, учить королевских и княжеских детей в образовательных учреждениях с другими знатными детьми. Было намерение учить Павла I вместе с учениками Царскосельского лицея, но практика показала, что в России это невозможно.

В Европе была традиция светского воспитания, а у нас — церковного. Безусловно, впоследствии на традиционно-русское воспитание благочестия наложилось европейское светское воспитание, но все равно русское воспитание сохранило свои национальные особенности. Ведь власть русского государя всегда была полнее и шире, чем власть любого европейского монарха.

Послереволюционные годы заставили представителей царской фамилии, причем разного возраста, столкнуться с простыми людьми. И выяснилось, что полученное ими образование позволило им найти себе место в новой жизни. Материал, заложенный в них с детства воспитанием и образованием, дал многим великим князьям шанс сохранить себя в жизни.

Фото: AP

— А как в царской семье отмечали Новый год?

— Именно благодаря царской семье у нас и появился Новый год в том виде, как мы его сегодня празднуем. В России изначально не было никаких особенных традиций, связанных с Новым годом. Единственное, все поздравляли друг друга с Новогодием, да и то происходило это в разное время — сначала 1 марта, потом 1 сентября. И все это сочеталось с церковными обрядами. А в семье, как сегодня, никак не отмечалось.

Начиная с Петра I мы познакомились с европейской традицией празднования Нового года. Петр пытался ее ввести, но тогда она не привилась. Следующая попытка относится к 1818 году. Недавно женившийся великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I, как всякий молодой супруг, хотел сделать приятное юной жене, которая скучала по дому. Она была родом из Пруссии, и он устроил ей домашний национальный праздник — елку на Новый год.

А потом, когда появились дети, они уже стали праздновать этот праздник каждый год и ввели моду на него. Он так понравился подданным, особенно приближенным государя в Петербурге, что постепенно превратился во всероссийский, всеми любимый праздник — Новый год!

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить