Елочные звезды - от Вифлеемской до Красной

Произнесите "Новый год" — и перед глазами возникнет образ наряженной елочки, увешанной разноцветными игрушками. Именно елочные украшения таинственным образом превращают обычное дерево в праздничную сказку, создают тот волшебный настрой, которому в канун Нового года поддаются даже взрослые деловые люди. А что вы знаете об истории елочных украшений? Порывшись в памяти, понимаешь, насколько мало мы осведомлены. Например, многие ли знают про типично русское елочное украшение "козулю"? А истории бывают преинтересные.

История елочных украшений в России начинается с реформ Петра Великого. По высочайшему указу от 20 декабря 1699 года ель становилась символом новогоднего праздника, а хвоей, елью, сосной или можжевельником следовало украшать городские улицы и дома. Однако специально украшать ель не предписывалось. После смерти Петра Первого его начинание было фактически забыто и, как утверждает Алла Сальникова, автор книги "История елочной игрушки", "свято соблюдалось лишь кабатчиками, продолжавшими украшать елками крыши и входы в питейные заведения".

Читайте также: Русскую елку спасли пьяницы

По большому счету елка в России начинает свою биографию с 1820–1830 годов. Именно в пушкинско-карамзинскую эпоху елка становится атрибутом дворянской праздничной культуры. Политика императора Николая Первого была направлена на укрепление дворянского сословия, но постепенно, вместе с демократизацией российского общества, нарядная елка стала украшением и буржуазных домов. Богато украшенная ель олицетворяла стремление предпринимателей и лиц доходных профессий к индивидуальному и семейному материальному благополучию. По свидетельству Сальниковой, новогодняя елка "была тем символом, который, с одной стороны, объединял семью и отделял, ограничивал ее от 'чужих', а с другой — свидетельствовал о ее общественном престиже и мощи, значимости и богатстве, вне зависимости от знатности происхождения".

Когда в России появились первые детские рождественские елки, из-за нехватки источников невозможно датировать точно. Чаще всего их появление относят к концу 1830-х годов и связывают с именем супруги Николая Первого императрицы Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы Шарлотты. Исследователи признают эту версию убедительной, поскольку именно венценосные особы — выходцы из Германии распространили обычай своей родины на появление рождественской елочной традиции по всей тогдашней Европе, не исключая и Россию.

Читайте также: Кем приходится Санта-Клаус Деду Морозу?

Первые рождественские елки устанавливаются в русских помещичьих усадьбах в 1840-х годах. Самыми распространенными были съедобные украшения: фрукты, конфеты, фигурные пряники, орехи, завернутые в золотую и серебряную фольгу. Знаменитый Щелкунчик (по-немецки Nussknacker) представлял собой не что иное, как инструмент для раскалывания орехов, выполненный в виде человеческой фигурки с широким ртом. Некоторые игрушки люди изготовляли сами кустарным способом. Однако подлинное знакомство россиян с рождественской елкой и елочной игрушкой произошло во второй половине XIX столетия. В последние пять десятилетий этот праздник становится подлинно семейным, преимущественно детским, и широко отмечается не только в высших кругах аристократии, но и в семьях профессоров, врачей, купцов, предпринимателей и творческой интеллигенции.

Со второй половины того же XIX века рождественские праздники проникают в губернские и уездные города. Особенно в те, где сильна была немецкая диаспора. Большую роль в распространении елочных украшений в провинции играла реклама. В аккурат к Рождеству выходили специальные справочно-рекламные издания. От них не отставали русские женские журналы — как литературно-художественные, так и журналы по домоводству и рукоделию. Наибольшая заслуга в приобщении детей в России к елочной игрушке поспособствовал журнал для детей "Задушевное слово", выпускавшийся с 1876 года знаменитым издателем Вольфом. Название этого самого популярного дореволюционного детского журнала придумал автор "Обломова", писатель Иван Гончаров.

Первая русская "публичная" елка, украшенная разноцветными бумажными лоскутами, была установлена в столице Российской империи в 1852 году. На петербургском Екатерингофском вокзале. Повсеместно устанавливать елку в местах общественных гуляний стали лишь с последней трети XIX века.

К производству бенгальских огней, или, как тогда писали, огней "без цвета и запаха", приступили в 1848 году. В Москве елочную игрушку, в том числе кустарную русскую, можно было купить во многих магазинах. В 1913 году один из крупнейших магазинов России, торговавших елочными украшениями, "Торговый дом Тихомирова и К" предлагал перечень елочных игрушек и карнавально-праздничных изделий, изложенный "в сжатом виде" на 12 листах убористой печати и включавший 72 наименования одного только комнатного фейерверка.

Нарядить домашнюю елку было накладно. Привозные елочные игрушки стоили дорого. Цена полностью украшенной ели в 1840-е годы колебалась от 20 до 200 рублей ассигнациями. Не слишком демократичная затея — особенно если учесть, что приказчики в провинции в середине XIX века получали 50-100 рублей в год, мелкие канцелярские служащие — 36-72 рубля, уездные и городские врачи — 180-224 рубля, библиотекари и их помощники — 108-168 рублей. Накануне Рождества резковозрастал спрос и на свечи для елки.

Высокооплачиваемая часть рабочих Москвы и Петербурга устраивала рождественские елки для своих детей еще в начале прошлого века. Но даже в первое десятилетие после Октябрьской революции елка в домах рабочих была редкостью. Елочные игрушки мастерили самостоятельно не только из-за их недостатка и по причине дороговизны. Даже в аристократических семьях считалось, что процесс изготовления елочных игрушек и украшения ими рождественской елки заключает в себе важный эмоциональный и воспитательный смысл.

На рубеже XIX-XX веков появилась новая "елочная мода" — тенденция к простоте и естественности. В Европе доминировали две: одни стремились возвратиться "к старине", когда рождественское дерево украшалось лишь яблоками и выпечкой, другие не вешали на елку ничего, что не имело отношения к хвойным растениям (никаких яблок и пряников). В моду входила "серебряная" елка. Ее украшали только белые свечи и имитации снега и льда: серебряные шары и мишура, блестящая вата, "волосы ангела" и прочее.

Что можно было лицезреть на русской елке второй половины XIX — начала XX века?

Первоначально игрушки воссоздавали евангельский сюжет. Верхушку ели венчала Вифлеемская звезда, а крестовина символизировала распятие — атрибут страстей Христовых. Крылатые человекоподобные ангелочки, возвестившие миру о рождении Спасителя, отождествлялись с божественной волей. Колокольчики знаменовали собой божественный глас, проповедующий истину, а также напоминали о тех колокольчиках, которые на шею овцам вешали пастухи, первыми узнавшими о появлении на свет Иисуса. Гирлянда (бусы, цепи, венок, венец) олицетворяла святость, страдания, смерть, воскрешение и бессмертие. Флажки — священный символ борьбы за веру. Фрукты представлены обязательным яблоком (символ Спасения и Познания) и виноградом, который в Ветхом Завете служил эмблемой плодов земных, равноценной Древу жизни. Овечка олицетворяла паству, нуждающуюся в духовном проводнике и наставнике. Птица (Голубь Благовещения) символизировала Благую весть, а ягненок (Агнец Божий) — самого Иисуса Христа.

Эмблемой Христа, Церкви, Благодати и Веры служили свечи. Краткость их существования символизировали одинокую трепетную душу человека. Их прообразами были звезды и огни костров, освещавших путь Вифлеемских волхвов. Цветовое убранство также несло сакральный смысл. Золото — символ божественного начала. Серебро — чистоты и целомудрия. Сочетание красного цвета на фоне зеленых веток ассоциировалось с Иоанном Крестителем и Страстями Господними как терновый венец и капли крови. Под елью ставили рождественский вертеп (игрушечная пещера со Святым семейством и прочими участниками действа), изготовленный из дерева, кости, обожженной глины или картона.

Постепенно религиозная символика уходила в прошлое. Наглядным примером сочетания западноевропейской религиозной и русской фольклорной традиции явился образ Деда Мороза (Святой Николай — Санта-Клаус — Мороз Иванович, Морозко), появившегося на елках вначале как висячая игрушка, а затем (к рубежу XIX-XX веков) в качестве главной фигурки, стоящей у ее подножия. Гораздо менее распространена Снегурочка, потому что, как полагает еще одна исследовательница истории русской елки Е. В. Душечкина, у нее не было западноевропейских предшественниц.

Читайте также: Зачем нам нужен Дед Мороз?

Первые стеклянные украшения, появившиеся на русских елках в середине XIX века, представляли собой исключительно немецкие образцы. На российский рынок попадали также чешские (богемские) стеклянные елочные украшения, впрочем уступавшие в популярности немецким. Таможенные пошлины на ввоз готовых изделий из стекла были очень высокими. Иметь даже одну такую вещицу было престижно. Самыми дешевыми игрушками считались картонные. Их начали изготовлять в Дрездене в последней трети XIX века, поэтому они назывались "дрезденскими", хотя картонажное производство было развито и в Лейпциге. Вплоть до революции 1917 года картонные игрушки — животные, птицы, рыбы, насекомые, позднее военная и гражданская техника (дирижабли, самолеты, парашюты) — были самыми распространенными и любимыми украшениями в России.

Исключительно российским ноу-хау явились "съедобные" игрушки — особая разновидность пряников — козули. Это национальное лакомство поморов, которое выпекалось раз в году, на Рождество. Холмогорские и мезенские козули изготавливались их ржаного теста, а затем поливались сахарной глазурью — белой или цветной (чаще розовой) и украшались сусальным золотом. В основном козули изготовлялись высотой 1,5-2 вершка (7-9 сантиметров), но встречались и полуметровые пряники, которые ставили под елку. В святочной обрядности они символизировали достаток и благополучие в доме, хранились до следующего Рождества и часто использовались детьми вместо игрушек. Такие пряники не только рассылались по всей России, но и отправлялись за границу. Стоили они от копейки до рубля, но наиболее искусные изделия могли достигать цены в 10 рублей и более. Первоначально козули изображали домашних животных, им на смену пришла рождественская тематика: звезды, ангелы и даже Дед Мороз. В советское время на пряниках появились орлы в короне с надписью "РСФСР".

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *