Крах "Барбароссы" под Москвой глазами немцев

Гитлер уверял, что Битва под Москвой станет решающим сражением, которое приведет к полному поражению противника. Но вышло иначе — враг был отброшен от стен столицы. Немецкие генералы в своих воспоминаниях рапортовали не о великой победе, а об огромных потерях. И клеймили фюрера, просчеты которого, по их мнению, и привели Германию к катастрофе.

"Счастье некоторых государственных деятелей, что они не были женаты: иначе произошла бы катастрофа", — сказал Гитлер о самом себе в ночь с 25 на 26 января 1942 года в "Волчьем логове". Однако отсчет его времени уже пошел. С каждым днем до его катастрофы оставалось все меньше дней.

Главнокомандующий вермахта сам не понимал, что наступает "начало конца" Третьего рейха. 5 декабря 1941 года войска Калининского фронта (генерал-полковник И.С. Конев), а 6 декабря — Западного (генерал армии Г.К. Жуков) и правого крыла Юго-Западного фронтов (маршал С.К. Тимошенко) перешли в контрнаступление под Москвой. Древний, как Русь, вопрос: как выстояли, кто помог? "Зима, Барклай или русский Бог"?

Если судить по записям Генри Пикера, во время "застольных бесед" фюрер не удосужился даже обмолвиться о происходящем у стен русской столицы. В тот момент, когда немецкие войска терпят поражение под Москвой и Германия объявляет войну США, Адольф Гитлер делает весьма странное заявление: "Война идет к концу" (запись помечена: 13.12.1941, полдень). А далее рассуждения о том, что Христос был арийцем.

Неделей раньше генерал-фельдмаршал Теодор фон Бок, командующий группой армий "Центр", записал в своем дневнике:

"Трудный день. В течение ночи правое крыло 3-й танковой группы начало отход. Дают о себе знать неприятные вклинивания противника на северном крыле танковой группы. Противник также значительно усилил давление на правом крыле 9-й армии. […] Русские ухитрились восстановить боеспособность почти полностью разбитых нами дивизий в удивительно сжатые сроки, подтянули новые дивизии из Сибири, Ирана и с Кавказа и заменили утраченную на ранней стадии войны артиллерию многочисленными пусковыми установками реактивных снарядов.

Сегодня группе армий противостоит на 24 дивизии — преимущественно полного состава — больше, нежели это было 15 ноября. С другой стороны, численность германских дивизий сократилась более чем на половину в результате непрерывных боев и связанных с зимними холодами бедствий. Боеспособность бронетанковых войск и того ниже. Потери среди офицерского и унтер-офицерского состава просто шокируют. В процентном отношении они много выше, чем потери среди рядового состава".

Фото: AP

Читайте также: "Стоит вспомнить тех, кто отстоял Москву"

У Гитлера в это время возникли разногласия с собственным Генштабом. Фюрер следовал военному теоретику Клаузевицу — методически уничтожать силы неприятеля. Генштаб предлагал усилить группу армий "Центр" и нанести удар на узком фронте в направлении Москвы. Верховное главнокомандование сухопутных войск посчитало необходимым сосредоточить все свои силы для удара по Москве и разгромить там новые соединения Красной армии. Однако 21 августа 1941 года Гитлер приказал направить войска к Киеву, чтобы отрезать Москву от нефтяных месторождений Кавказа.

Через много лет после войны бывший офицер германского Генштаба Вальтер Варлимонт рассказал советскому журналисту Льву Безыменскому: "В августе 1941 года основные силы Красной армии находились у Москвы. Гитлер же преследовал экономическую цель: он хотел захватить Украину. Тем самым противник получил передышку и подтянул резервы — тогда и была предрешена наша неудача под Москвой". Британский историк Алан Кларк в книге "План "Барбаросса" высказал мысль, что бросок на Москву в июле 41-го был бы непомерным риском,окоторомможносказатьтолькоодно:онположил быконецвойне—впользутехилидругих.Гитлер стремился избежать риска.

Кроме того, первоначально немцам сопутствовала удача. Пал Киев, оккупирована Украина, осажден Ленинград. 2 октября Гитлер объявил о начале операции по захвату Москвы, получившей кодовое название "Тайфун". В приказе Гитлер заверял своих солдат, что это будет последнее решительное сражение и оно приведет к полному поражению противника.

Смотрите также видео по теме: Неизвестный солдат

По утверждению немецкого писателя Йорга Фридриха, главной целью для Гитлера была Красная армия, а не сама Москва и даже не большевизм, который мог и дальше существовать на Востоке. К этим умозаключениям он пришел в не переведенной пока на русский язык книге "Закон войны" (первое издание — 1993 год), в которой на основе изучения документов судебного процесса против представителей Верховного командования вермахта (ОКВ) делается вывод об ответственности вермахта за преступления на территории СССР.

Группа армий "Центр" начала наступление на столицу СССР силами трех полевых и трех танковых армий. Танковые и артиллерийские части и соединения были полностью доукомплектованы, но целиком восполнить огромные потери, понесенные в первые месяцы войны, немцам так и не удалось. Однако им противостояли слабо обученные части, состоящие в основном из резервистов. Их военная подготовка отставала, они не владели современными способами ведения борьбы с танками. Именно о них, стоявших у военкоматов "с бритыми навечно головами", поется в песне.

К осени 1941 года фашистские войска, как об этом сообщал в своем дневнике фон Бок, понеслиогромные потери среди опытных боевых офицеров. Унтер-офицерский состав, занимавшийся обучением личного состава, тоже был обескровлен. Техника находилась в скверном состоянии. Западные резервы на Восточный фронт Гитлер не перебрасывал, да вроде и не планировал.

Фото: AP

Всего за два года до битвы под Москвой против Польши были брошены все силы. На Западном фронте оставался небольшой заслон, но, по сравнению с Польской кампанией, война в СССР была грандиознее. Наполеон при Бородино тоже побоялся бросать в бой гвардию. У Сталина резерв был. Это были 25 стрелковых дивизий и 9 танковых бригад генерала армии Иосифа Родионовича Апанасенко.

Кстати, битва на Бородинском поле состоялась снова. Четыре батальона французских добровольцев дрались не так успешно, как их предки. Но накал противостояния не уступал тому, что произошел почти за 130 лет до него. У Бородино полегла вся 32-я Сибирская дивизия. Пробить крепко стоявших сибиряков смогли только элитные части — полки Ваффен-СС "Дойчланд" и "Фюрер", чьи гренадеры также понесли огромные потери.

14 октября командование принимает Жуков. Сопротивление советских войск заставляет даже танковую группу Гота передвигаться со скоростью пехоты. В непролазной грязи в 80 километрах от Москвы застряла 10-я танковая дивизия генерал-майора Фишера, которой предназначалось первой выйти на Красную площадь.

Про подвиг 28 героев-панфиловцев тоже вспомним. И хотя мы теперь знаем, что многое было не так, как внушала пропаганда, Подвиг — был! Иначе бы — не выстояли. Не согласен с мнением тех историков, которые возмущаются советскими "пропагандистскими выдумками". Пропаганда — это одно. Когда идет кровавая резня, можно и перегнуть палку, усилить эпитеты. И другое дело — если и через десятилетия после войны кто-то держится за возникшие в горячке боя мифы. Это ни к чему. Задача историков — докапываться до истины, а она не всегда оказывается белой и сияющей.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить