Сколько стоит наследие академика Сахарова?

Скандал разгорелся вокруг фильма "Свободный человек: Андрей Сахаров". Проживающая в США вдова академика пригрозила создателям картины страшными карами, если те не выплатят ей гонорар за использование имени А.Д. Сахарова и отчисления от проката.

24 ноября вдова академика Андрея Сахарова Елена Боннэр обратилась с открытым письмом к членам Общественной комиссии по увековечению памяти А.Д. Сахарова, выразив своё неудовольствие по поводу организации показа в киноклубе Сахаровского центра в Москве фильма Иосифа Пастернака "Свободный человек: Андрей Сахаров". По мнению г-жи Боннэр, создатели фильма нарушили её права, как единственного наследника на использование в публичных целях всего, что связано с именем учёного.

История эта, по словам вдовы, началась весной 2008 года, когда режиссер Иосиф Пастернак обратился к ней за разрешением делать этот фильм. "Особых возражений после прочтения синопсиса у меня не было, и я попросила прислать мне положенный в таких случаях формальный договор. С тех пор я неоднократно обращалась к г-ну Пастернаку и продюсеру фильма Полю Садуну с той же просьбой, но контракта так и не получила", - пишет она. В феврале этого года Е. Боннэр узнала, что фильм уже вышел и состоялся его первый показ во Франции. Боннэр вторично написала г-ну Садуну письмо, ответа на которое также не получила.

Узнав же, что "несанкционированный" фильм собираются не только демонстрировать в Сахаровском центре, но ещё и пригласить режиссёра для участия в обсуждении картины, вдова возмутилась: "Внутренне я возражаю против этого мероприятия и сожалею, что не знала этого раньше, - я бы просто запретила показ фильма. Но, видимо, руководство Центра не считает нужным меня информировать. А может, полагает, что я уже отошла в лучший мир?" - пишет она. Руководство центра, кстати, критику приняло и показ, "в связи с форсмажорными обстоятельствами", отменило.

Также читайте: Кому были нужны диссиденты в СССР?

Тем временем Елена Боннэр продолжает негодовать: "А еще больше до последней живой жилки во мне все возмущается тем, что, с одной стороны, в фильме, книге, скульптуре, если это модно и "в жилу", можно восхищенно писать или показывать кого-то (в данном случае Андрея Сахарова) и одновременно не то что без малейшего пиетета, но так пренебрежительно, так неуважительно относиться к его воле".

Впрочем, если кто-то думает, что вдову покоробило лишь то обстоятельство, что создатели фильма не проинформировали её о выходе картины. не прислали подарочный диск и т.д., глубоко ошибается. Главная причина кроется совсем в другом.

Фото: AP

Закончив с эмоциональными сентенциями, г-жа Боннэр приводит текст своего письма продюсеру фильма Полю Садуну, в котором раскрываются пункты требуемого вдовой "формального договора".

В частности, Елена Георгиевна ждёт от продюсера: выплаты гонорара за использование текстов Сахарова и её цитат ("Вы однажды упомянули сумму $4000; поразительно дешево вы оцениваете Сахарова, но это ваше решение и ваше отношение к его наследству, - пишет она); такую же сумму за использование имени в соответствии с Международной конвенцией об авторском праве; процент от прибыли в прокате; три экземпляра профессионального диска фильма.

"Если я не получу от вас содержательный ответ до конца этого месяца, то буду вынуждена пойти на шаг, к которому не стремлюсь, - обращусь к прессе. Тем более что сделать это мне легко. Ко мне уже обращался ряд журналистов с просьбой высказать мнение о фильме. Думаю, что обсуждение в прессе финансовой недобросовестности и нарушений авторского права нежелательны для господина Пастернака и для вас как продюсера фильма", - завершает она своё письменный спич.

Примечательно, что Елена Боннэр не желает решать вопрос в судебном порядке ("для этого у меня нет ни сил, ни денег"), а грозит публичным скандалом в СМИ, объявляя Иосифа Пастернака и Поля Садуна "подонками и мелкими жуликами". Что, надо признать, странно для человека, апеллирующего как раз к законным формам разрешения конфликтов.

Также по теме: Почем Сахаров для народа?

Но весь цинизм ситуации даже не в этом. 87-летняя Елена Боннэр считает возможным и нужным получать прибыль с имени своего покойного мужа. Как справедливо отмечают в этой связи блогеры, есть разница между, к примеру, фильмами о Гарри Поттере и об Андрее Сахарове. Первый - исключительно коммерческий проект, чего с наименьшей долей вероятности можно сказать о втором. Хотя бы потому, что Гарри Поттера знает гораздо больше людей, нежели Сахарова. Да и первый персонаж вызывает куда больший интерес, чем второй.

В свете же последних событий стоит признать, что разницы между маленьким волшебником и "отцом" советской водородной бомбы по сути не существует. И тот и другой в настоящий момент являются объектом коммерческого использования со стороны заинтересованных и владеющих соответствующими правами лиц. Возможно, что Андрею Дмитриевичу такой подход не понравился бы, но таковы суровые реалии демократических преобразований, о которых мечтал покойный диссидент.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить