Браудо: человеческий язык органа

В Санкт-Петербурге стало на одну мемориальную доску больше — открыли этот скромный памятник в честь известного органиста Исаи Браудо, со дня смерти которого в 2010 году исполняется ровно 40 лет. Этот выдающийся музыкант, являвшийся также теоретиком игры на органе и талантливым педагогом, воспитал много музыкантов, получивших мировую известность.

Петербургский Союз композиторов при поддержке городского комитета по культуре и дочери музыканта, органистки Анастасии Браудо, приурочили установку памятной доски к юбилейному году смерти Исая Браудо. Памятный знак украсил дом по набережной Мойки, где музыкант прожил большую часть своей жизни. На церемонию пришли представители Союза композиторов, ученики Браудо, родные органиста, коллеги по Петербургской консерватории и другие.

Исай Браудо был известен оригинальной манерой исполнения — многие зарубежные и российские знатоки сравнивали его музыку с человеческой речью. Он объединил лучшие традиции немецкой и французской школы в свой собственный стиль игры и добился невероятной чистоты звучания такого сложного музыкального инструмента, каким является орган.

Родился музыкант в селе Боярки близ Киева 28 июля (9 августа) 1896 года. Затем переехал в Санкт-Петербург и обучался в 1914–1915-м и 1921-1923 годах в Петроградской консерватории по классу органа. Именно Браудо называют одним из основоположников современной отечественной органной школы. Он также известен, как автор книг "Артикуляция" и "Об органной и клавирной музыке". Органисты уровня Браудо в России — явление редкое, даже уникальное, не зря столетие музыканта в Санкт-Петербурге отмечали масштабным фестивалем органной музыки.

Также в прошлом году в Северной столице прошел Международный конкурс органистов имени Исая Александровича Браудо, в котором принимали участие ведущие отечественные и зарубежные музыканты, композиторы и исполнители.

Устройство органа довольно сложное — каждая труба в нем издает звук одной высоты, одного тембра и одной силы. Чтобы получить звуки различной высоты, требуется большое количество таких труб. Чем их больше, тем богаче возможности органа. Число труб может составлять до нескольких тысяч. И для каждой есть своя клавиша на клавиатуре. То есть, играть, а уж тем более, настраивать орган — дело немыслимой ответственности и сложности. Ведь играет органист не только руками, но и ногами.

Органная музыка в России долго ассоциировалась с Западом и католическими соборами. Действительно, ни один крупный собор или костел невозможно представить себе без торжественных звуков органа. Это инструмент, настраивающий душу на возвышенный лад. Католические священники прекрасно поняли в свое время эту особенность органной музыки, которая так гармонично звучит именно под высокими сводами собора.

Читайте также: Стены "Ла Скала" помнят корриду

Однако в России орган был известен еще со времен Киевской Руси. Его, как и все необычное и "модное", в те времена привезли на Русь из Византии, где органная музыка была обязательным атрибутом приема всех иностранных гостей при дворе императора. Причем нужно заметить, что играли на органе там не для услаждения слуха посетителей, а для того, чтобы воздействовать на них, настраивая на вдумчивый, позитивный лад. Заморские гости охотнее приходили к согласию с императором в том или ином важном политическом или экономическом вопросе. То есть, еще в те незапамятные времена орган использовали как мощное средство морального воздействия.

Основное различие европейской и российской органной музыки в том, что у нас она всегда носила исключительно светский характер, была именно искусством, а не атрибутом религиозных обрядов. Сегодня же некоторые знатоки искренне убеждены, что в России органная музыка стала едва ли не более популярной, чем на Западе.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *