Лувр собирает деньги на национальное достояние

Благотворительность на Западе — дело почетное и повсеместное. Конечно, не у каждого есть миллионное состояние, чтобы стать меценатом. Но недавно многим небогатым французам представился шанс увидеть свое имя на табличке в Лувре, в списке имен спонсоров. Анри Лоретт, директор музея, обратился к соотечественникам с призывом собрать средства на покупку картины.

Картина Лукаса Кранаха Старшего "Три грации", созданная художником в 1531 году, считается образцом живописи Северного Возрождения и по праву может претендовать на звание национального достояния. Однако с самого своего "рождения" "Три грации" находились в частных коллекциях. Кроме того, живописные полотна Лукаса Кранаха Старшего вообще крайне редко появляются на аукционном рынке. Поэтому понятно, что Лувру представился редкий шанс заполучить такое бесценное с художественной точки зрения полотно в свою коллекцию и упустить такую удачу никак нельзя.

Видимо, среди меценатов пока не нашлось желающего пожертвовать четыре миллиона евро (а именно во столько оценили картину ее нынешние владельцы), и директор Лувра решил пойти в народ и вывесил на всеобщее обозрение видеообращение к соотечественникам. Смысл обращения прост: "Картина является национальным достоянием и место ей в Лувре. Если вы, дорогие сограждане, являетесь патриотами и ценителями искусств, помогите музею. Сами же потом будете приходить, смотреть на такую красоту и детям показывать".

И люди откликнулись — на сегодняшний день собрано уже три четверти необходимой суммы, а сбор денег продлится до конца января. Анри Лоретт торжественно пообещал, что вне зависимости от размеров пожертвования, имена спонсоров будут перечислены в почетном списке, который станет достоянием общественности. Французам есть на кого ориентироваться — в Великобритании на собранные таким же путем средства выкупили картину Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера "Голубая Риги".

Вероятней всего, скоро "Три грации" займут почетное место в одном из залов Лувра, и под картиной будет красоваться список "меценатов". Вот так, без участия благотворительных фондов, всем миром, шедевр, являющийся национальным достоянием, из частных рук перейдет в экспозицию самого известного музея Франции.

Читайте также: Стены "Ла Скала" помнят корриду

Конечно, такой пример не отменяет деятельность благотворительных фондов и меценатов из числа миллионеров, но когда дело доходит до таких уникальных случаев, руководство музея должно надеяться не только на доброго дядю, который то ли придет, то ли нет, а брать дело в свои руки.

Фото: AP

Примечательно, что сбор средств на какую-либо благую акцию на Западе давно в ходу — так собирают деньги в помощь больным детям или просто тем, кому требуется дорогостоящее лечение, на помощь животным и по поводу других подобных проблем. Как показывает практика, при правильной организации такой способ сбора денег весьма эффективен. Поэтому не приходится удивляться, что директор Лувра применил эту прекрасную идею на практике в отношении картин.

Ведь человеку свойственно сопереживание, но вот только помочь действием или крупной суммой может далеко не каждый: у кого времени нет, кто стесняется — словом, причин достаточно. А тут так просто — перевел необременительную сумму и вроде поучаствовал в добром деле и не остался в стороне от проблемы, которая всех волнует. Элемент соучастия в общем деле играет огромную роль.

У нас в России тоже известны подобные акции публичного сбора средств, правда в основном это касается помощи больным людям и животным. А наиболее значимую помощь музеям в выкупе ценных произведений искусства оказывают в основном меценаты вроде Владимира Потанина, Дмитрия Зимина и Виктора Вексельберга.

Богатые люди занимаются созданием благотворительных фондов, в которые собираются средства, используемые затем на приобретение произведений искусства и передачу их музеям или другие подобные акции. Не известно, возьмут ли наши отечественные музеи на вооружение пример Запада, но отдельные примеры подобного рода были, есть и будут всегда. Вовсе не обязательно быть миллиардером, чтобы внести свой вклад в дело сохранения культурных и исторических ценностей своей страны.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить