Антироссийский реванш в Узбекистане

Узбекистан избавляется от "московско-советского" прошлого и собственных героев Великой Отечественной. Недавно стало известно о том, что в Ташкенте переименовали станцию метро, носившую имя героя Великой Отечественной войны генерал-майора Сабира Рахимова, павшего при освобождении города Данциг в конце марта 1945 года.

Теперь станция называется "Олмазор" ("Яблоневый сад"). Под такой маркой еще совсем недавно в Узбекской ССР выпускали дешевый портвейн.

Сами официальные власти отрицают тот факт, что они искореняют память о Великой Отечественной войне. И вполне можно предположить, что в данном случае речь идет о том, что Ислам Каримов развенчивает героев другой, Гражданской войны.

Дело в том, что представитель Узбекской ССР Сабир Рахимов начал свою карьеру в Красной Армии в 1922 году, борясь с басмачами, местными антикоммунистами. Сейчас во многих республиках Средней Азии, в том числе и в Узбекистане, басмачи считаются едва ли не главными национальными героями.

Напомним, что именно Узбекистан долгое время считался главным оплотом сопротивления красным. Причем в 1918-1919 годах Ташкент, являвшийся, по сути, столицей красного Туркестана, неоднократно был на грани падения. Объединенным силам басмачей Мадамин-бека и русской Крестьянской армии полковника Монстрова немного не хватило сил, чтобы с ним покончить.

Причем после завершения активной фазы боевых действий Гражданской войны в России центр сопротивления коммунистам переместился на национальные окраины, в том числе и в Среднюю Азию. Несмотря на падение в 1920 году находившихся на территории нынешнего Узбекистана Бухарского эмирата и Хивинского ханства противостояние не прекратилось.

Основной центр борьбы переместился в Ферганскую долину, один из главных оплотов басмачества. Некоторые лидеры басмачей сотрудничали с силами русской контрреволюции и пользовались услугами белых офицеров, но многие боролись против всякого "русского имперского влияния". Это кровавое противостояние продолжалось до начала 1930-х годов и стоило обеим сторонам больших жертв.

И хотя о мотивации последнего переименования не сообщается, в поведении узбекских властей просматривается нехорошая тенденция. Получается так, что официальный Ташкент сегодня стремится вытравить из памяти народа эпоху, когда узбеки находились под властью Москвы.

Фото: AP

Этот процесс начался не сегодня. Например, только за 22 ноября 2009 года в Ташкенте было ликвидировано два объекта, напоминавших о "колониальных временах". Речь идет о находившемся в парке Боевой славы мемориальном комплексе Монумент защитнику Родины, а также о здании бывшей православной церкви Александра Невского. Причем во время демонтажа установленного 36 лет назад монумента пропали бюсты советских военачальников и вся военная техника.

29 августа 2010 года парламент страны решил переименовать Ахунбабаевский район Ферганской области, названный в честь одного из руководителей советскогоУзбекистана Юлдаша Ахунбабаева, в Куштепинский. Ожидается, что в скором времени власти переименуют и один из ташкентских районов, носящий имя Героя Советского Союза Сабира Рахимова.

В своем интервью "Правде.Ру" заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин заявил, что "действия узбекских властей выглядят как вызов. Но если проанализировать их поведение с момента распада СССР — ничего странного нет. Ташкент активнее всех проводит линию на искоренение всего, что связано с советским прошлым.

Читайте также: Узбекистан избегает ссор, но не участвует в КСОР

Взять хотя бы то, что Узбекистан — единственная страна Средней Азии, где существует Музей оккупации. Причем тематика данного музея касается и времен Российской империи. Экспозиции начинаются с похода Александра Бековича-Черкасского 1714-1717 годов в Индию, отряд которого был предательски уничтожен хивинским ханом. Но нынешняя узбекская пропаганда выставляет это как первый факт "агрессии" России против Узбекистана.

События 1916 года, когда на территории нынешнего Узбекистана был поднят мятеж против центральной власти и шло истребление русского населения, подаются как "национально-освободительное восстание узбекского народа против российской деспотии".

Значительная часть экспозиций посвящена советскому периоду, включая подавление басмачества и гонения национальной интеллигенции в сталинское время. Но нигде не говорится о том, что репрессии во многом были обусловлены действиями самой узбекской элиты, разделенной на враждующие кланы, строчившие друг на друга доносы в Москву.

Затрагивается и тема Аральской катастрофы. Разумеется, обвиняют Москву, желавшую получить больше хлопка, ради которого и принесли в жертву воды Амударьи и Сырдарьи, хотя на этом настаивало само узбекское руководство во главе с первым секретарем Шарафом Рашидовым, мечтавшее выделиться своими успехами на фоне других союзных республик.

И конечно, в музее нет ничего о том, как советские "оккупанты" восстанавливали Ташкент после разрушительного землетрясения 1966 года. Не говоря уже о том, что если бы не Москва, создавшая узбекскую экономику, сегодня эта страна находилась бы по уровню своего развития наравне с Афганистаном.

Что касается сноса памятников "московского периода", то он был приостановлен после событий 2005 года, когда Ташкент жестоко подавил массовые выступления в Андижане. За это Каримову и его окружению грозил Гаагский трибунал. И если бы не опять же Россия, узбекский лидер мог разделить участь Милошевича.

Но теперь, когда отношения с Западом, рассчитывающим на получение узбекского газа и аренду военных баз на его территории для продолжения операций в Афганистане, потеплели, уничтожение памятников "колониального прошлого" продолжилось.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить