СНВ теперь в когтях американских "ястребов"

В США 2 ноября состоялись выборы в Конгресс. Переизбирался весь состав нижней палаты (Палаты представителей), а также треть сенаторов. Итоги этих выборов могут привести к немалым изменениям политики страны, в том числе и в отношениях с Россией.

До сих пор президент Барак Обама мог рассчитывать практически на безоговорочное одобрение своих инициатив в законодательном органе. Его сторонники из Демократической партии контролировали 255 мест в Палате представителей (против 178 у республиканцев) и 59 в Сенате (41 у республиканцев). Однако практически все опросы показывали, что относительно легкая жизнь у президента закончится.

Практически все опросы показывали, что американцы не удовлетворены текущим положением дел в стране. Так, политику президента одобряло 45 процентов населения, а не одобряло больше половины. Предполагалось, что республиканцы по итогам выборов получат большинство в Палате представителей, а демократам удастся сохранить контроль за Сенатом. Правда республиканцев в нем должно было стать больше.

В результате прогнозы оправдались. Согласно результатам голосования, Республиканская партия теперь будет контролировать 235 мест в Палате представителей, а демократы — 181. В Сенате картина отныне является такой: республиканцы "отвоевали" шесть мест, но для получения большинства этого оказалось недостаточно. Таким образом, демократы и лично Обама утратили контроль над Палатой представителей, но сохранили 53 из 100 мест в Сенате.

Делая свой выбор, американцы руководствовались преимущественно внутри-, а не внешнеполитическими соображениями. Да, потери в Афганистане голосов Обаме точно не добавили, но неспособность серьезно оживить американскую экономику и решить накопившиеся проблемы в социальной сфере для миллионов простых "янки" куда важнее, чем события на далеких континентах.

Однако итоги выборов могут существенно скорректировать внешнеполитический курс. Особенно это касается России. У нашей страны существует немало вопросов к партнерам за океаном. Например, когда будет ратифицирован подписанный в апреле двумя президентами Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ)? Примут ли Россию во Всемирную торговую организацию и отменят ли ограничивающую торговлю с РФ поправку Джексона — Веника? Есть ли шанс подписать со Штатами Договор по противоракетной обороне (ПРО)? Список можно продолжить.

Фото: AP

В некоторых случаях можно обойтись и без Конгресса. Например, согласие законодателей на прием России в ВТО не требуется. И если РФ войдет в эту организацию, поправка Джексона — Веника ударит по самим США, ибо она противоречит правилам ВТО. Не завязаны на Конгресс и многие другие проекты — например, участие американских компаний в создании инновационного наукограда в Сколкове.

Иное дело — СНВ. Для того чтобы договор вступил в силу, необходимо согласие не только большинства членов Палатыпредставителей, но и двух третей сенаторов. Последнего у Обамы нет даже сейчас, а с увеличением в Конгрессе числа законодателей-республиканцев российско-американский договор может быть и вовсе не ратифицирован. Ведь республиканцы предъявляли к нему множество претензий.

Читайте также: Зачем Штаты стравливают Японию и Россию

Оснований для неприятия документа многими представителями Республиканской партии много. Так, им кажется, что ограничение числа ядерных боеголовок 1500 единицами ударит по безопасности США и остановит модернизацию вооружений. Кроме того, американских "ястребов" не устраивает, что в договоре есть упоминание о взаимосвязи СНВ и ПРО, на чем настояла в свое время Россия. Дескать, Штаты должны иметь право на неограниченное развертывание элементов своей ПРО по всему миру. Это было краеугольным камнем политики администрации еще Джорджа Буша-младшего.

Недавно такой влиятельный республиканец, как губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, попытался переубедить соратников. "Кое-кто в Америке пытается играть мускулами и прикидываться очень смелым, говоря: "Нам нужно сохранить это ядерное оружие". Такое может сказать только идиот", — сказал Терминатор, призвав ратифицировать договор по СНВ.

Однако только один республиканец в сенатском комитете по иностранным делам (Ричард Лугар) готов внять призывам Шварценеггера. Все остальные (самый известный из них — бывший соперник Обамы на выборах президента Джон Маккейн) настроены решительно против документа. Среди республиканцев в Палате представителей также немало тех, кто готов сопротивляться ратификации СНВ. Так что важнейший документ, призванный сделать мир безопаснее, усилиями республиканских "ястребов" может повиснуть в воздухе.

Насколько это изменение отразится на отношениях США и России? На этот вопрос в интервью "Правде.Ру" ответил заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев:

"Что касается опасений некоторых относительно реанимации республиканскими "ястребами" ряда военных программ типа увеличения закупок истребителей пятого поколения F-22, то если это даже и произойдет, это не должно пугать Россию. В первую очередь, это следует рассматривать с точки зрения внутреннего лоббирования интересов бизнеса в Штатах. Кроме того, Роберт Гейтс озвучил ориентиры для подготовки американской армии. Это борьба с нерегулярными повстанческими формированиями согласно урокам иракской и афганской войн.

Что касается СНВ, то он будет рано или поздно ратифицирован. Разумеется, республиканцы пошумели за это на Обаму, но сейчас, в процессе подготовки к его ратификации, они признали, что он отвечает интересам США.

Но в первую очередь усиление республиканцев следует рассматривать с внутриполитической точки зрения, поскольку сейчас главная задача Вашингтона — это борьба с кризисом".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить