"Вряд ли должность определяет или дает мне какой-то вес"

В ночь на среду на 73-м году жизни скончался Виктор Степанович Черномырдин. В последнее время он серьезно болел. На здоровье сказалась и смерть жены в марте этого года - по словам близких людей, Черномырдин очень переживал.

Виктор Степанович Черномырдин родился 9 апреля 1938 года в селе Черный Острог Гавриловского района Чкаловской области (ныне - Оренбургская).

После окончания школы в 1957 году пошел работать слесарем на Орский нефтеперерабатывающий завод. Далее - по обычному для советского времени сценарию: служба в армии, возвращение на тот же завод, где трудился уже машинистом и оператором.

В 1966 году окончил Куйбышевский индустриальный институт и начал делать партийную карьеру. С 1967 по 1973 годы он работал в Орском городском комитете КПСС.

В 1972 году Черномырдин окончил Всесоюзный заочный политехнический институт, где учился на экономическом факультете по специальностям инженер-технолог и инженер-экономист.

Именно Виктор Черномырдин возглавил в 1989 году первый в стране государственный концерн "Газпром", который был на базе министерства газовой промышленности СССР. "Газпромом" Черномырдин руководил до 1992 года.

В мае того же года президент России Борис Ельцин назначил его вице-премьером по топливно-энергетическому комплексу (они познакомились еще в 80-х, когда Ельцин был первым секретарём Свердловского обкома КПСС).

На должности вице-премьера, впрочем, Черномырдин задержался ненадолго. В тот же году он стал председателем правительства России.

См. также видео: Утрата

Виктор Черномырдин руководил кабинетом министров шесть лет,  до марта 1998 года.  О том, что это было за время, напоминать, наверное, не стоит... Черномырдин руководил правительством и во время противостояния Бориса Ельцина и депутатов Верховного Совета в 1993 году. И во время первой чеченской кампании, когда ему пришлось общаться с Шамилем Басаевым, захватившим заложников в больнице Буденновска. Приходилось руководить тогдашней "партией власти", именовавшейся "Наш дом - Россия" (впрочем, "партией власти" ее можно назвать с большой долей условности - парламентского большинства у "Нашего дома" никогда не было). А уж экономические кризисы следовали один за другим. Хотя к самому знаменитому - дефолту августа 1998 года - Черномырдин формально отношения не имеет. Несколькими месяцами ранее Борис Ельцин отправил его в отставку, премьер-министром стал Сергей Кириенко.

В августе 1998 года Виктор Черномырдин был назначен исполняющим обязанности председателя правительства РФ. Однако его кандидатура не была одобрена депутатами Госдумы. После двух неудачных попыток заручиться поддержкой Госдумы, Черномырдин снял свою кандидатуру с голосования.

В апреле Черномырдин был назначен специальным представителем президента РФ по урегулированию ситуации вокруг Союзной Республики Югославии. За деятельность на этом посту был выдвинут на соискание Нобелевской премии мира.

В 1999-2001 годах Виктор Черномырдин был депутатом Госдумы.  Одновременно (в 1999 - 2000 гг.) - председатель Совета директоров ОАО "Газпром".

С мая 2001 года Виктор Черномырдин - чрезвычайный и полномочный посол РФ на Украине. На этом посту Виктор Степанович проработал восемь лет - до июня 2009 года. И опять-таки - как минимум половина этого срока пришлась на очень сложный период, когда отношения между двумя странами резко ухудшились.

В последнее время Виктор Черномырдин занимал должность специального представителя по вопросам экономического сотрудничества с государствами - участниками СНГ.

Виктор Черномырдин в России (да и за ее пределами) прославился не только как политик и государственный деятель, но и как мастер афоризмов.  Его знаменитое "Хотели как лучше, получилось как всегда"  уже настолько прочно вошло в повседневный разговорный язык, что не каждый и вспомнит, кто автор этого выражения.

"Что говорить о Черномырдине и обо мне", "У меня к родному языку вопросов нет", "В харизме надо родиться",  "Без Черномырдина Мамай по стране прошел", "Вряд ли должность определяет или дает мне какой-то вес. Ну куда же еще больше нужно человеку, который все уже прошел, все многое знает в этой жизни. Многое знаю. Может, даже лишнее" - подобного рода высказываний Виктора Степановича наберется, пожалуй, даже не на одну книгу.

Сам Черномырдин говорил, что "у меня афоризмы во время выступлений сами вылетают, я над ними не размышляю и запоминаю их не очень".

В любом случае, и имя Виктора Черномырдина уже вписано в новейшую историю России. В которой вряд ли найдется еще премьер-министр, которого "отправляли" в отставку после каждого отпуска, а он на протяжении шести лет неизменно ломал все прогнозы "экспертов" и "аналитиков".

Валерий Хомяков, политолог:

- Конечно, это потеря, ушел еще одни символ 90-х годов. Очень сложный был период, очень бурное время, когда не было денег в казне, казна была пуста, политическая нестабильность. И в этот момент Виктору Степановичу пришлось очень много сделать, чтобы удержать страну от распада, от гражданской войны, он приложил очень много усилий. Поэтому как политик он, безусловно, войдет в российскую историю со знаком плюс.

И еще одна из характеристик, если сравнивать с его ровесником Юрием Лужковым, то Виктор Степанович отличался от бывшего мэра Москвы тем, что был очень предан. В отличие от Лужкова он никогда не шарахался. У него были принципы, которым он никогда не изменял. Он поддерживал Ельцина, и после отставки они остались в очень хороших отношениях. Он не уходил в оппозицию к Ельцину, как это сделал Лужков в конце 90-х. Его характеризует преданность своим принципам и тем людям, с которыми он работал.

И в человеческом плане он был достаточно жесткий руководитель. С другой стороны он был очень человечным. Рассказывали много историй, когда он оказывался в ситуациях, где проявлял доброту и понимание той ситуации, в которой оказывался человек, сам оказывал помощь, эти истории хорошо его характеризуют.

И последняя его работа, тоже очень не простая на Украине, когда он был послом. Все было очень сложно. Я был на Украине, когда шло голосование в 2004 году, помню, как Виктор Степанович появился на круглом столе, видимо полагал, что не так все просто будет с Януковичем, но не показывал виду, что нервничал, просто пытался как-то смикшировать ситуацию, понимая, что наверное все-таки Янукович проиграет. Видимо, полагал, что здесь в Москве, в Кремле его тоже не похвалят, тем не менее, как-то он достаточно себя повел, мне очень понравилось.

Он считал, что это выбор украинского народа, что ни будет, но если выбор будет такой, то мы, Россия должны с этим согласиться, принять Ющенко президентом, если он им станет. То есть в этом смысле он, конечно, человек с демократическим убеждениями. Может быть в своем понимании демократии, но тем не менее нельзя было сказать, что это авторитарный человек, что он считал - не важно какие законы, что я хочу, то и делаю. Он всегда пытался согласовывать интересы. Поэтому как политик он, конечно, же бы высочайшего уровня. А как человек очень порядочный.

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить