Юзеры дарят пиратам миллиард долларов

Даже продвинутые "юзеры" предпочитают пиратское видео, несмотря на то, что сайты, предоставляющие такие файлы, опасны. Вычислить "пиратов" не составляет труда. "Если в контактах значится только адрес электронной почты, то это верный признак того, что владельцы ресурса прячутся", — комментирует ситуацию президент сайта "Правда.Ру" Вадим Горшенин.

Сегодня каждый продвинутый "юзер" имеет компьютер с выходом в интернет. И вот, увидев рекламу нового блокбастера, который еще не вышел в прокат, он ныряет с головой в cеть, и — о чудо! — после пары удачных кликов перед ним уже моргает ссылка "скачать" или "посмотреть online". Правильно это или нет? И кто на этом наживается?

Конечно, времена романтиков ушли, и уже мало кто ходит в кино на последний сеанс, разве что только на "Аватар" в 3D в первые дни проката. В основном люди предпочитают тихую домашнюю обстановку, тем более что качественная аппаратура для домашних кинотеатров стала более доступной. В этом своем увлечении народ поделился на три группы — сторонников лицензионного видео, любителей пиратских копий и зрителей интернет-кинотеатров.

Читайте также: Пиратство — это благородно?

К сожалению, большинство людей во всем мире предпочитают пиратское видео, несмотря на то, что сайты, предоставляющие такие файлы, могут быть опасны, да и само видео оставляет желать лучшего. Главный и пока непобедимый конкурент онлайн-кинотеатров — это торренты. Торрент действует примерно следующим образом. После введения в поисковую систему запроса о скачивании, вашему вниманию предстает ссылка, по которой, как вас уверяют, вы сможете недорого и быстро скачать нужное вам видео. После отправки sms на указанный номер, вы вдруг осознаете, что сумма, которую сняли с вашего счета, в несколько раз превышает указанную на сайте. Если же ссылку на скачивание вам, по доброте душевной, все-таки вышлют, то с вероятностью 99% вы получите видео, снятое на цифровую камеру в кинотеатре. Если же оно будет на русском языке и видно будет более половины картинки, а звук не будет заглушать кашляющий рядом дядя, то вы просто счастливчик.

Вычислить пиратские, то есть потенциально опасные для зрителя, сайты не составляет труда. "Если в контактах значится только адрес электронной почты, то это верный признак того, что владельцы ресурса прячутся, — комментирует ситуацию президент сайта "Правда.Ру" Вадим Горшенин. - Это, кстати, может означать еще и то, что качество купленного фильма скорее всего будет отвратным. Так что заплатить всегда лучше легальному продавцу, поскольку ему и претензии предъявить можно".

Фото: AP

Естественно, правообладатель никогда не позволит размещать в Интернете фильмы, которые в данный момент идут в широком прокате. Главное — чтобы у пользователя было хотя бы желание об этом задуматься.

Предложений о борьбе с пиратством в сети уже миллионы. В начале этого года компания "Система масс-медиа" совместно с Гильдией продюсеров предложила дополнить 4-ю часть Гражданского кодекса новой статьей, которая бы четко оговаривала, кто является интернет-провайдером, и ввела бы понятие уведомления между правообладателем и провайдером. По запросу от компании-производителя владелец сайта, на котором размещено пиратское видео, должен был бы удалить его с ресурса и даже прекратить оказывать услуги пользователю, разместившему ворованное. В начале октября поправки были отправлены на рассмотрение в комитет Государственной думы по культуре.

По мнению экспертов, кинопроизводителям мешает инертность. По словам гендиректора "ВэбТВ" (zoomby.ru), особенно несговорчивы в предоставлении прав на размещение в Интернете своих фильмов западные мейджоры. "Только сейчас мы заключаем договор с одной зарубежной кинокомпанией, хотя переговоры начали год назад. При этом на зарубежных легальных сайтах их фильмы выложены, — говорит он. — В среднем с момента премьеры до появления легального видео в сети проходит три недели, но самый активный интерес зрителей держится в первые две недели. Конечно, за это время основной спрос уже успевают удовлетворить нелегальные сайты".

Тем временем пока представители киноиндустрии и интернет-отрасли не могут договориться, кому и как бороться с пиратским контентом, отечественные фильмы, по словам президента кинокомпании "Амедиа" Александра Акопова, теряют в сети до $1,3 млрд ежегодно. По данным "Веб-контроля", Россия занимает первое место в мире по числу сайтов с нелегальным контентом — 2,5 тыс. против 400 в США и 1,1 тыс. в Германии. В среднем в месяц в сети просматривается 500 тыс. — 1 млн нелегальных копий российского кино. По подсчетам передачи "Индустрия кино", фильм Карена Шахназарова "Палата № 6", выдвинутый от России на "Оскар", был залит в сеть уже через два дня после премьеры и скачан не менее 8,5 тыс. раз. Реализация такого тиража DVD дала бы дополнительных 2,5 млн рублей и увеличила бы доходность проекта почти на 84%.

Сегодня отечественные кинокомпании в открытом письме предложили сотням сайтов с "нелегальным контентом", в том числе "В контакте", "Яндексу", Mail. ru и YouTube, до 31 января 2011 года удалить все пиратские ссылки. Иначе правообладатели грозят обратиться в правоохранительные органы. По данным, предоставленным TNS Web Index, если сложить аудиторию видеоразделов "Яндекса", Mail. ru и всей сети "В контакте", то получится, что к "нелегальному", по мнению продюсеров, контенту только на этих ресурсах имеет доступ почти 43 млн пользователей в месяц.

Фото: AP

YouTube собирался распрощаться с пиратским видео еще три года назад. В 2007 году верхушка компании Google обещала запустить на видеосервисе YouTube программу, которая бы отслеживала и автоматически удаляла нарушающий авторские права контент. Таким образом глава компании Эрик Шмидт (Eric Schmidt) хотел навсегда оградить YouTube от претензий со стороны медиакомпаний. Видимо, программа не справилась. В этом году YouTube предлагает продюсерам показывать их контент легально и в обмен собирается забирать 45% сборов от размещения рекламы. Продюсерская компания "Централ партнершип" (ЦП) готова обсудить с YouTube вопрос о сотрудничестве, рассказала представитель ЦП Юлия Куликова. По словам директора компании "Амедиа" Александра Акопова, YouTube не перестанет быть пиратским сайтом, пока с него не уберут весь пиратский контент. Акопов готов к сотрудничеству с YouTube, но при одном условии: через год на этом сервисе не должно остаться контрафактного видео. Такие же условия были выставлены "В контакте". Хотя в 2009 году руководство социальной сети "В контакте" уже начинало удалять видеофайлы (якобы "по требованию правообладателей"). И многие верили, что скоро портал перестанет быть самым популярным хранилищем нелегального видео в Рунете. Похоже, тоже не получилось.

Посмотрим, удастся ли на этот раз совместными силами киношников и интернетчиков избавить сеть хотя бы от сотой доли пиратского контента.

Все самое интересное читайте в рубрике "Происшествия"

Автор Дарья Курганская
Дарья Курганская — социолог, внештатный автор Правды.Ру *
Обсудить