Лоялисты победили революционеров

Провалом завершились прошедшие в последний день октября в России акции в рамках "Стратегии-31". Наибольшее внимание было приковано к Москве, где на Триумфальной площади противостояли друг другу недавние соратники - Эдуард Лимонов и Людмила Алексеева.

Традиционные заявители акций в защиту 31-й статьи Конституции в Москве разругались по методам и форме проведения мероприятий. Глава Московской Хельскинкской группы согласилась на предложение столичного правительства провести митинг на Триумфальной с количеством участников до 800 человек. Её поддержали коллеги из других правозащитных движений и часть "Солидарности". Однако два других заявителя - Эдуард Лимонов и Константин Косякин - отказались от такого предложения, требуя согласования митинга на полторы тысячи человек. При этом Эдуард Лимонов заявил, что "Алексеева поступила как минимум непорядочно", а впоследствии высказался ещё более откровенно: "Подло, Людмила Михайловна, подло. И так подло, что ваши сторонники от вас нос воротить станут". Тогда же Эдуард Лимонов призвал своих сторонников выйти на несанкционированную акцию, пояснив, что "согласованные (разрешенные властью) митинги оппозиции не позволяют оппозиции достигнуть целей", в то время как "совместно пережитые неприятности от столкновения с силами милиции вызывают чувство подъема, порой даже ликование".

Также по теме: Лимонов не согласится и на стотысячный митинг на Красной площади

Такое развитие ситуации не удивило экспертов. По мнению директора Института социальных систем МГУ Дмитрия Бадовского, этот конфликт лишний раз подтверждает, что "Стратегия-31" уже давно превратилась в историю, где сам митинг не главное, а главное - это все, что связано с запретами и разгонами. "И это - по сравнению с той ситуацией, которая была, и, как теперь становится понятно, вполне себе устраивала часть оппозиции", - сказал он, отметив, что ситуация усугубляется ещё и борьбой за лидерство внутри самой оппозиции.

Действительно, после одной из летних "стратегий" Эдуард Лимонов объявил себя "боевым знаменем полка", изрядно огорчив тем самым Людмилу Алексееву. "Я не хочу ни быть под командиром, ни быть командиром, ни помогать командиру! - возмущалась она, пояснив, что стала участвовать в акциях на Триумфальной только для того, чтобы расширить число их участников. "Но если он будет так себя позиционировать, то оно опять сузится до числа его (Лимонова. - Прим.ред.) сторонников", - сказала она.

Фото: AP

Правоту слов главы МХГ подтвердил состоявшийся 31 октября митинг. По данным ГУВД, на акцию правозащитников собралось около 800 оппозиционеров и 400 журналистов, в то время несколько десятков "лимоновцев" пытались устроить провокации: ломали забор, жгли файеры, разбрасывали листовки... Но в конечном итоге всё же были вынуждены присоединиться к правозащитникам. В том числе и Лимонов, которого доставили на санкционированный митинг в сопровождении милиционеров.

Милиция, по словам наблюдателей, вела себя в этот вечер чрезвычайно корректно, что не преминул отметить, например, глава Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаил Федотов: "Действия вполне адекватны, все проходит хорошо, это касается и участников санкционированной акции, и сотрудников правоохранительных органов. Что касается провокаторов, которые здесь пытались устроить всякие эксцессы, то милиция действовала нормально, наоборот, не разгоняла митинг, а приглашала желающих митинговать людей на санкционированную акцию", - сказал он.

Но без каплидёгтявсё же не обошлось. Уже после завершения официального митинга сторонники Лимонова перекрыли Садовую-Триумфальную, устроив импровизированный "марш несогласных". Так что Лимонов, безусловно, может быть доволен. В отличие от правозащитников - организаторов митинга, на которых в той или иной степени ложится ответственность за происходящее. Нечто подобное, кстати, было уже в декабре 2006 года, когда после мирного завершения митинга "несогласных" на Триумфальной "лимоновцы" прорвали оцепление в районе 1-й Брестской улицы и, не сворачивая знамен, двинулись к метро "Белорусская".

После того происшествия к акциям, в которых принимали участие члены лимоновского движения, у властей было особое отношение, преодолеть которое удалось лишь спустя несколько лет. И вот какой конфуз - первая же, с большим трудом согласованная и проведённая акция была омрачена такой вот неприятной концовкой. "Митинг прошел отлично. Единственное, что он был омрачен нелепым поведением Эдуарда Лимонова", - заявил РИА Новости по итогам акции 31 октября глава движения "За права человека" Лев Пономарев. Впрочем, по словам правозащитника, в последующем они намерены вновь подавать заявки на проведение митингов в защиту 31-й статьи Конституции. "Думаю, что, скорее всего, нам разрешат их проведене", - сказал он.

Также по теме: Правозащитники и Лимонов: что у них общего?

Хотелось бы вспомнить ещё об одном событии четырёхлетней давности.

Фото: AP

В декабре 2006 года вождь национал-большевиков Эдуард Лимонов и лидер "Трудовой России" Виктор Анпилов не были допущены на Всероссийский гражданский конгресс (ВГК). Организаторы (а среди них были многие из тех, кто сегодня проводит "альтернативный" митинг на Триумфальной), посчитали,что вышеозначенные персоны слишком одиозны и потому не имеют морального права говорить от имени гражданского общества. Лимонов затаил злобу и при случае не упускал возможность уколоть правозащитников. Например, в 2008 году, комментируя конфликт внутри ВГК между Л. Алексеевой и Г. Каспаровым, Лимонов назвал ВГК "устаревшей организацией" и "сходом сельских священников-проповедников".

"Одним нужна борьба за гражданские права, за свободу собраний и митингов, за то, чтобы действительно выстроить правовые механизмы. А другие добиваются конфликта с властью. И не реализации прав и свобод, а все время конфронтации, которая, по их мнению, должна привести к неким революционным изменениям", - считает Иосиф Дискин. Эксперт пояснил, что "Лимонову традиционно - он особенно это и не скрывает - важны конфликты, конфронтации, драки. Это "жареная" фактура, прежде всего, для западных и части отечественных изданий, которая нагнетала бы социальную напряженность. Я думаю, то, что граждан, которых волнуют права и свободы, могут реализовать свои стремления вполне цивилизованным способом - это не устраивает Лимонова. Ибо это сужает круг его сторонников. Происходит содержательное размежевание сторон. Среди сторонников Лимонова останутся только те, кто действительно экстремисты", - подчеркнул он.

Дмитрий Бадовский считает, что "Стратегия-31" в прежнем виде существовать уже не сможет и будет как-то видоизменена. "Сторонники Людмилы Алексеевой, которые сегодня провели митинг, возможно, в будущем согласятся в других местах проводить митинги. Возможно, что вообще "Стратегия-31" как-то изменится. Возможно, Лимонов попытается инициировать какой-то новый проект, где попробует воспроизводить это противостояние, которое было и остается для него основным смыслом его существования", - заключил эксперт.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить