Торг из-за торговли

Конфликт между акционерами крупной сети гипермаркетов "Лента" может быть вызван желанием государства взять розничную торговлю под более жесткий контроль, пишет издание "Профиль".

Нашумевший конфликт акционеров сети гипермаркетов "Лента", который уже более месяца не сходит со страниц газет, судя по всему, преследует куда более глобальные цели, нежели может показаться на первый взгляд. Настолько глобальные, что даже решение дальнейшей судьбы ритейлера в скором времени может отойти на второй план. Перефразируя второй закон Чизхолма: если ситуация кажется очевидной, значит, вы чего-то не заметили. В данном же случае самое поверхностное изучение истории вопроса позволяет увидеть множество несоответствий, которые не укладываются в традиционную схему корпоративного спора.

Нет никакой необходимости в очередной раз пересказывать обстоятельства конфликта, которые во всех подробностях уже неоднократно были изложены в СМИ. Достаточно напомнить, что по одну сторону баррикад оказалась команда крупнейших акционеров "Ленты" Августа Мейера и Дмитрия Костыгина (43% акций Lenta. ltd), добившаяся в мае этого года увольнения генерального ди-ректора компании — голландца Яна Дюнинга и назначения на эту должность Сергея Ющенко.

По другую — американский инвестиционный фонд TPG Capital (24% акций) и российский "ВТБ Капитал" (6% акций), которые 14 сентября провели успешную акцию по возвращению Яна Дюнинга в кресло директора. Эту акцию, сопровождавшуюся битьем стекол в офисе "Ленты", разбрасыванием долларовых купюр и столкновениями между сотрудниками охранных предприятий, нанятыми обеими сторонами, журналисты немедленно окрестили рейдерским захватом, создав тем самым серьезную терминологическую путаницу.

Если абстрагироваться от пристрастных в большинстве своем оценок происходящего, направленных на доказательство правоты одной из сторон, нетрудно увидеть, что данный конфликт не имеет ничего общего с классическим рейдерством, отмечает издание. Как бы ни пытались уважаемые акционеры в своих публичных выступлениях доказать обратное. Прежде всего потому, что ни одна из сторон не пытается отнять у оппонентов акции или вывести активы компании, что обычно является целью рейдерской атаки. Копья ломаются, по сути, по одному единственному вопросу: кто должен быть генеральным директором "Ленты"?

Позиция TPG и "ВТБ Капитал" здесь вызывает закономерное удивление. В конце концов, на Яне Дюнинге свет клином не сошелся, чтобы стоило с таким трудом заводить в "Ленту" своего генерального директора. Куда логичнее было бы сосредоточиться на поиске компромиссной кандидатуры, тем более что, согласно акционерному соглашению, Сергей Ющенко мог занимать пост руководителя только до конца августа 2010 года. Захват офиса, безусловно, позволил получить определенное тактическое преимущество, но ведь Костыгин и Мейер по-прежнему остаются основными акционерами "Ленты" и с ними рано или поздно придется договариваться. Кроме того, у Мейера и Костыгина неплохие шансы отстоять свою позицию в судах, и тогда второй группе акционеров придется либо отступить, либо пойти на дальнейшее обострение конфликта, что крайне негативно отразится на самой компании. А ведь TPG и "ВТБ Капитал" являются портфельными инвесторами, поэтому снижение капитализации "Ленты" не только не отвечает их интересам, но и может вызвать закономерное недовольство со стороны акционеров американского фонда. Несмотря на это, они, судя по всему, вполне сознательно провоцировали конфликт, понимая, что на возвращение Яна Дюнинга ни Костыгин, ни Мейер не согласятся ни при каких обстоятельствах. Зачем? Ответ на этот вопрос на первый взгляд лежит на поверхности.

Действия TPG и "ВТБ Капитал" можно считать каноническим примером так называемого greenmail — иначе говоря, корпоративного шантажа. В зарубежной практике этим термином обозначается способ продажи компании ее собственных акций по цене, превышающей их рыночную стоимость, под угрозой поглощения.

В отличие от рейдерских схем, которые настолько укоренились в российской практике, что в какой-то момент стали считаться едва ли не основной отличительной чертой национального бизнеса, greenmail — чисто американское изобретение. В России классический greenmail не прижился по причине того, что акции отечественных компаний долгое время бы-ли практически не представлены на фондовом рынке. Поэтому данный термин не вполне корректно использовался для обозначения одного из распространенных способов недружественного поглощения, а в последние годы практически исчез из оборота. Нет ничего удивительного, что именно американская TPG Capital решила познакомить российский бизнес с оригинальной версией greenmail, которая, кстати, в самих Соединенных Штатах сегодня фактически находится вне закона.

Цель можно было бы считать достигнутой после того, как Август Мейер публично заявил о готовности выкупить акции оппонентов по цене в два раза выше рыночной (цены их приобретения). Однако вторая сторона никак не отреагировала на это заявление, что выглядит по меньшей мере странно. С точки зрения формальной логики, в сложившихся условиях затягивание конфликта не отвечает интересам никого из акционеров. Если только альянс TPG и "ВТБ Капитал" не сумел найти более широкие возможности извлечь выгоду из сложившейся ситуации.

Хочешь понять причины происходящего, ищи того, кому это выгодно. Ухудшение положения "Ленты", неизбежное в случае продолжения конфликта акционеров, безусловно, выгодно ее основным конкурентам. И тут стоит присмотреться к другому участнику этой истории, играющему в паре с TPG, — к "ВТБ Капитал". Несложно заметить, что интересы дочерней структуры второго по величине активов российского банка в сфере ритейла одной лишь "Лентой" не ограничиваются. В 2009 году "ВТБ Капитал" сыграл ключевую роль во вторичном размещении акций ОАО "Магнит" (526 млн долларов США), признанном сделкой года аналитическим изданием Business New Europe.

В октябре того же года представители ВТБ практически одновременно вошли в советы директоров "Ленты" и "Магнита". А в настоящее время "ВТБ Капитал" занимается организацией на Лондонской бирже IPO другого крупного российского ритейлера — сети гипермаркетов "О'Кей". Случайно ли так совпало, но происшедший месяцем ранее захват "Ленты", произведенный при непосредственном участии все того же "ВТБ Капитал", скорее всего, позитивно повлияет на результаты размещения акций "О'Кей", повысив их привлекательность в глазах инвесторов. Это позволит привлечь в ходе IPO больший объем средств, соответственно увеличится и вознаграждение организатора размещения. То есть ВТБ сможет дополнительно заработать на конфликте, а заодно повысить за счет "Ленты" капитализацию находящихся в сфере его интересов торговых сетей "О'Кей" и "Магнит".

Это в принципе может объяснить заинтересованность TPG и "ВТБ Капитал" в дальнейшем развитии конфликта с командой Мейера и Костыгина как минимум до момента завершения IPO. Однако этим возможные сценарии развития событий отнюдь не исчерпываются, особенно если, как ожидается, представитель ВТБ в ближайшее время войдет в совет директоров "О'Кей".

Автор Анна Черных
Анна Черных — журналист, автор, специализируеся в вопросах психологии, общества, культуры, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить