Социальные сети вместо психотерапевтов

Как ни странно на первый взгляд, русскоязычная часть социальных сетей развита гораздо сильнее, чем можно было бы предположить. Все же язык межнационального общения de facto — английский, а самый распространенный — китайский. Обеспеченность же населения компьютерами и интернетом в РФ оставляет желать лучшего, если не брать самые крупные города. И тем не менее...
С чем это связано?

Термин "социальная сеть" впервые был введен в 1954 году социологом Джеймсом Барнсом в работе "Классы и собрания в норвежском островном приходе", после чего быстро стал популярным среди социологов.

А с появлением интернета социальные сети приобрели, если можно так сказать, воплощенную форму. Самая большая социальная сеть в мире — это MySpace (более 80 миллионов пользователей).

Чем же так привлекательны социальные сети?

Общение через компьютер может быть в разных формах. Сейчас они уже привычны, и нередка ситуация вида "читаю "Войну и мир", натыкаюсь на фразу "Пьер распечатал письмо" и недоумеваю, откуда в то время взялся принтер". Я и сам давно отвык писать тексты от руки, максимум — текущие заметки.

Еще до распространенности интернета было FIDO — сеть по p2p-технологии, на модемах. Помимо почты, там были так называемые эхо-конференции — та же почта, но структурированная по теме общения. Интересна тема — подписываешься, получаешь все письма на эту тему, и твои ответы получают все другие подписчики. Технология другая, но для пользователя это выглядит, как если бы письмо послали группе, а затем все отвечали Reply to all.

Читайте также: Facebook как соблазн себя придумать и потерять

Было очень интересно, честно говоря — были места и поразвлечься, и обсудить нечто серьезное. При этом был порядок — модераторы следили, чтобы не было нарушений правил, бессмысленного флуда, не говоря уже о так популярном сейчас "троллинге" и прочих развлечениях альтернативно развитых. Короче говоря, был обмен информацией на уровне, значительно превышающем средний.

Но компьютеры становились все доступнее, интернет — все дешевле, а людям хотелось именно такого общения, как они привыкли — просто болтовни. Так появились чаты, где можно было трепаться ни о чем. Но в этом случае разговоры не сохранялись, да и оставались просто разговорами — другим не покажешь.

Фото: AP

Наступление социосетей на интернет началось в 1995 году с запуском американского проекта Classmates. com ("Одноклассники" являются калькой именно с него). Затем был запущен еще ряд аналогичных проектов, а в 2003–2004 году были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook, что можно назвать новой эпохой интернета.

Если до этого Web наполнялся содержимым сайтов — хотя и разного качества, понятно, но все же авторскими, то так называемый Web 2.0 выдвинул концепцию "вам не надо думать: мы предоставляем движок, а вы пишите, что в голову стукнет". С этого момента известный эксперимент "миллионы обезьян за пишущими машинками" можно считать успешно начатым.

Психологи гуманистического направления заявляют, что в соответствии с уровнями пирамиды Маслоу самовыражение считается высшей потребностью человека, и поэтому социальные сети получили такую бешеную популярность.

Но если знать психологию и при этом не быть гуманистом, то логично вспомнить, что тот же Абрахам Маслоу заявлял, что сначала удовлетворяются низшие уровни, а уже потом речь идет о самореализации и проч. Правда, будучи гуманистом, он отказался от собственной концепции, выяснив, что в отдельных случаях самореализация превалирует над низшими базовыми потребностями, но это — исключения. Не может же быть столько исключений, правда ведь? И очень вряд ли у всех пользователей социальных сетей уровень развития настолько высок, чтобы переходить к самореализации. Это, кстати, наглядно — стоит только зайти в эти самые сети почитать, что пишут.

На самом деле все просто — надо лишь различать самореализацию и самовыражение. Для того, чтобы самореализовываться, надо иметь развитую личность, у который будет естественная для такого уровня потребность в творчестве.

А вот самовыражаться можно с каким угодно уровнем развития и даже недоразвития — нет никакой нижней планки. Недаром в интернете появилось словечко, обозначающее именно подобные продукты самовыражения — "креатифф". Чтобы не путать с творчеством.

Сетевая одержимость: Онлайн-игра превратила домохозяйку в убийцу 

Социальные сети — это место, где каждый может создать некое "виртуальное я", нередко — разительно отличающееся от того, которое имеется в действительности. И демонстрировать его на весь интернет, удовлетворяя свои потребности в общении, признании, самовыражении и так далее. Дело в том, что сайты рассчитаны на то, чтобы их читать — или же, наоборот, вести. Сервисы типа LiveJournal рассчитаны на то, чтобы в них писать.

Фото: AP

А вот социосети "заточены" именно на присутствие, и не более того. Они рассчитаны не на обмен мнениями, выкладывание текстов и т. д., а всего лишь на "вот я какой(ая)!". Любая соплюшка может выложить свое фото в эротической (с ее точки зрения) позе, объявить, что ей очень нравятся бухать "Ягуар" и не нравится ходить в школу, после чего начинает считать себя социально значимой особью — особенно когда подтянутся еще несколько таких же.

Социосети — это не общение, это меряние рейтингами, реплики на темы согласно текущей моде, и орава "друзей", которые не нужны друг другу. Это все банально (и патологично), так что давайте вернемся к изначальному вопросу — поразительно высокой популярности социальных сетей в России.
С моей точки зрения, основных факторов два.

Во-первых, русские — общительны, социум изначально "общинный". Иногда — даже слишком. Современное же общество все больше склоняется к атомарному, когда не знаешь даже соседей по лестничной площадке. Но потребность-то в общении никуда не девается!

Вот и выражается через интернет.

Обратите внимание — сейчас на улице в Москве можно встретить лишь совсем маленьких детей на детских площадках под присмотром, либо уже достаточно здоровых оболтусов, которые стремятся ускользнуть от родителей "оторваться". А вот компаний среднешкольного возраста, как раз, по идее, самых активных — нет. Сидят дома перед компьютерами. Так что со следующего поколения преимущественно электронному общению уже и удивляться перестанут.

Я сейчас не говорю про психологические патологии "пакостить в виде анонима" или еще что, а про нормальных людей, которым не хватает общения. Социальные сети тут еще помогают тем, что позволяют найти одноклассников, сокурсников и т. д. — многие считают это время для себя самым лучшим, вот и приятно иногда отдаться воспоминаниям. Аккуратно, издали, не встречаясь лично, чтобы не разрушить иллюзию "мы такие же, как и тогда".

Второй важный аспект также культурный, но более узкий. В России обращение к психотерапевту не считается обыденным явлением. Если ты не больной — зачем тебе врач?

Логично, кстати. А вот в Штатах к психотерапевту не ходят, только если на него денег нет, образно говоря. В атомарном обществе приходится платить специалисту просто затем, чтобы он тебя слушал, поддакивал, и затем назначил следующую встречу.

Слышали об "эффекте попутчика"? Это когда некто рассказывает случайному попутчику в поезде такое, о чем не рискует говорить со своими близкими. Именно потому, что больше того не увидит, друг о друге знают только имена (и то не факт), а выговориться — очень хочется.

Тот же эффект и в социальной сети — менее глубокий, так как понятно, что может увидеть и кто-то из лично знакомых, зато более широкий — "френдов"-то много…

Вот и получается эдакая самотерапия без терапевта. Читал как-то замечательный рассказ, как девушка шла домой и все время натыкалась на хамов, грубиянов и т. д. Пришла домой, написала об этом — и тут же получила много сочувствия от "френдов". Радовалась, какие они замечательные. А суть в том, что именно они и были в действительности теми, с кем она конфликтовала днем…

Наглядно, не так ли?

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Андрей Борцов
Андрей Борцов — российский публицист, автор Правды.Ру
Обсудить