Пересадка с трамвая на машину... в чемодане

С появлением электрического трамвая в конце XIX века произошла настоящая транспортная революция. Однако сейчас он превращается в реликтовое средство передвижения. Кстати, многие считают, что в скором времени общественный транспорт исчезнет совсем, и горожанам придется ездить только на личных автомобилях, которые будут умещаться… в обычный чемодан.

В XIX веке в результате роста городов и промышленных предприятий, удаления жилищ от мест приложения труда, а также роста подвижности городских жителей встала проблема городского транспортного сообщения. Первым вариантом решения этой проблемы было появление в 1826 году многоместного конного экипажа, названного омнибусом (это произошло во французском городе Нанте).

Конные автобусы быстро распространились по всем городам Европы. Однако ситуацию принципиально не улучшили — вагоны в них были весьма небольшими, а прицепить несколько экипажей к одной упряжке было невозможно, поскольку подобный "суперомнибус" не мог маневрировать на узких городских улочках.

Неудивительно, что вскоре новое средство передвижения стали вскоре вытесняться уличными железными дорогами на конной тяге (конками). В этом виде транспорта снималось ограничение на использование только одного вагона (конки могли быть двух- или даже трехсоставными). Первая в мире конка открылась в Балтиморе (США, штат Мэриленд) в 1828 году.

Читайте также: Наши учёные знают, как победить пробки. Но их никто не спрашивает

Но подлинная революция в развитии городского общественного транспорта произошла с появлением электрического трамвая. Создали это чудо техники два инженера, причем независимо друг от друга — немец В. фон Сименс и американец Л. Дафт. Компания, которой руководил Сименс, в 1881 году построила первую в мире трамвайную линию на окраине Берлина. А трамвай Дафта вышел в свой первый рейс в 1885 году в США.

В этом же году, 29 сентября, компания Сименса запустила в эксплуатацию трамвай в предместье Лондона. Именно с этого дня и начинается увлечение данным видом транспорта во всем мире. За следующие двадцать лет трамвайные пути пролегли более чем в 30-ти странах мира. В России первая электрическая "путевая вагонетка" (так переводится с английского языка слово "tramway") заработала в Киеве в 1892 году. А 29 сентября 1907 года электрической новинкой на рельсах обзавелся Санкт-Петербург.

Фото: AP

В те годы именно трамвай считали самым перспективным городским транспортом, за которым, по мнению специалистов, было будущее. Преимущества "путевой вагонетки" по сравнению с конкой и омнибусом были очевидны: высокая скорость (до 40-50 км/ч), хорошая маневренность, возможность сделать состав из нескольких вагонов и, главное, дешевизна (билет в питерском трамвае стоил одну копейку, в то время как извозчик брал за проезд не менее пятака, а кондуктор конки — три копейки). Кроме того, электрический трамвай, в отличие от конного, не загрязнял городские улицы навозом.

Правда, сначала трамвай был небезопасен для пассажиров. Все дело в том, что на самых первых "путевых вагонетках" использовался третий, контактный рельс, по которому и подавался электрический ток, приводящий в движение вагоны (сейчас подобный принцип используется в метро). Но от него вскоре отказались, поскольку при дожде нередко возникали короткие замыкания, а также из-за того, что контакт между третьим рельсом и ползуном-токосъёмником часто нарушался из-за упавших листьев и прочей грязи. Уже с начала XX века большинство трамваев стали получать питание от электрических проводов.

Самое интересное, что практически сразу же после своего появления на городских улицах, трамвай стал использоваться как междугородний транспорт. Некоторые энтузиасты прошлого века всерьез считали, что со временем трамваи даже смогут вытеснить паровозы. Но этого так и не произошло, хотя в Европе кое-где трамвайные маршруты между городами сохранились до сих пор.

В 20-х годах прошлого века у трамвая на городских улицах появился серьезный конкурент в лице автобуса. Но вытеснение трамвая началось лишь после Второй Мировой войны, когда в города в массовом количестве проникли троллейбусы, которые, по сути, представляли собой безрельсовые трамваи.

Так что сейчас "путевая вагонетка" является, скорее, реликтовым, нежели перспективным видом общественного транспорта. Хотя некоторые по прежнему считают, что будущее принадлежит ему. Например, японские ученые не так давно предложили проект организации движения общественного транспорта в городах, в котором ключевая роль отводится именнотрамваю, работающему на солнечных батареях.

Согласно этому проекту, следует запретить в городах весь личный и общественный транспорт, работающий при помощи двигателей внутреннего сгорания. В городах следует разработать сеть трамвайных путей, которая охватывала бы все районы и кварталы. Ученые считают, что именно такая организация движения сможет победить пробки и покончить с отравлением городского воздуха вредными газами. Тем же, кто приезжает в город из сельской местности, нужно будет оставлять свой автомобиль на специальной стоянке при въезде.

Фото: AP

Впрочем, большинство экспертов относится к идее "реанимации" трамвая весьма скептически. По их мнению, общественным транспортом будущего станут поезда на магнитной подушке, а точнее, на магнитной подвеске. Данный состав приводится в движение исключительно силой электромагнитного поля, которое создает единственный проложенный внизу рельс. В отличие от традиционных поездов, этот в процессе движения не касается поверхности контактного рельса, а поскольку между ним и поверхностью движения существует зазор, трение исключается, и единственной тормозящей силой является аэродинамическое сопротивление.

Не удивительно, что современные магнитные поезда, которые уже используются в городах Японии и Китая, могут развивать скорость до 550 км/ч! Сначала этот поезд движется, как и обычный состав, на колесах, а затем, когда его скорость достигает 130 км/ч, колеса втягиваются в корпус, как у самолета. К тому моменту, когда состав разгоняется до 160 км/ч, трение между колесами и рельсами исчезает, и поезд "плывет" в воздухе на высоте приблизительно 10 см над путями.

Никакой вибрации при таком полете, как говорят пассажиры, не ощущается, так что в салоне нет даже ремней безопасности. По словам тех, кто уже использовал это чудо техники как средство передвижения, по вагону можно спокойно ходить (во всяком случае, после того как исчезнут стартовые перегрузки).

Однако есть и более оригинальные идеи по модернизации общественного транспорта. Так, ученый Джеффри Барнетт из Новой Зеландии предложил проект монорельсовой дороги с подвесными велокабинками. В этих кабинках люди, практически лежа на спине, вращают ногами педали динамо-машины, которая вырабатывает электрический ток, подающийся на контактный рельс. Скорость передвижения на этой дороге может доходить до 35 — 40 км/час. Кроме того, ученый убежден, что подобный общественный транспорт улучшает здоровье пассажиров.

Не так давно отличились инженеры из Арабских Эмиратов, которые создали современный вариант… конки. Однако в отличие от "классики", лошадь в данном транспорте не тащит вагон за собой, а помещается внутри него, где скачет по специальной беговой дорожке. По расчетам, получаемой от этого "бега на месте" энергии вполне хватает, чтобы не только сдвинуть автобус с места, но и разогнать его до скорости 60 км/час (при этом самому животному достаточно передвигаться со скоростью всего 20 км/час).

Пока, правда, создатели современной конки не знают, каким образом следует останавливать животное (лошадь не всегда способна резко затормозить) и куда девать отходы жизнедеятельности живого двигателя. Поэтому серийный выпуск новых "конемобилей" не планируется.

Читайте также: Машина будущего взлетит на воздух

Но есть и альтернативная точка зрения на будущее городского общественного транспорта. Ее сторонники считают, что в ближайшее время он исчезнет совсем, и горожане будут передвигаться исключительно на личных авто. При этом сами машины уменьшатся до микроскопических размеров, и их можно будет носить… в обычных чемоданах.

Такое чудо современной техники совсем недавно создали два конструктора автоконцерна "Мазда". Оно представляет собой маленький электромобиль без крыши, дверей и крыльев (фактически — просто тележка с рулем и сидением). Скорость этого малыша может достигать 40 км/ч. Ему не нужно место для парковки — после использования водитель разбирает свой автомобиль (примерно за 15 минут) и укладывает в специальный чемодан. Вес такого "багажа" не превышает 20 кг.

Итак, похоже, в ближайшем будущем нас ожидает очередная транспортная революция. Сейчас сложно сказать, какими средствами передвижения будут пользоваться наши правнуки, однако можно предположить, что это чудо техники, как в свое время трамвай, сможет успешно решить проблемы современного городского движения. Правда, скорее всего, ненадолго…

Читайте также на "Правде.Ру"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить