Турция наступает по всем "фронтам"?

В последнее время Турция проявляет огромную внешнеполитическую активность на самых разных направлениях. А теперь эта страна может считать себя ещё и центральной державой в новой международной организации — Совете сотрудничества тюркоязычных стран (ССТС).

16 сентября в Стамбуле состоялся саммит руководителей Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Туркмении — Ильхама Алиева, Нурсултана Назарбаева, Розу Отунбаеву и Гурбангулы Бердымухаммедова. Отсутствовал лидер только одной тюркоговорящей страны — глава Узбекистана Ислам Каримов.

Главным итогом встречи стало создание новой организации — Совета сотрудничества тюркоязычных стран. У неё будет постоянно действующие штаб-квартира в Стамбуле, Координационный совет, секретариат во главе с бывшим послом Турции в России Халилом Акынчи. Предполагается, что ССТС станет основой объединения близких по языку государств, поможет им укрепить политические, экономические и культурные связи.

Кто будет играть в этом новом объединении первую скрипку — можно догадаться сразу. Достаточно взглянуть на то, где будет находиться штаб-квартира, кто будет руководить секретариатом. Наконец, интересен тот факт, что официальным языком на встречах глав тюркоязычных государств будет турецкий. Фактически можно говорить о том, что Турция пытается создать свой собственный геополитический центр.

Читайте: Турция вышла из-под контроля. Военных...

Отметим, что в последнее время турецкое руководство проводит очень активную внешнюю политику, не ограничиваясь каким-то одним направлением. Так, по его инициативе в сектор Газа была направлена приснопамятная "Флотилия свободы", которой не дал проплыть туда израильский спецназ. Турки стараются активно действовать в Ираке, чтобы не допустить создания на севере страны курдского государства, которое могло бы предъявить претензии на населённый курдами юго-восток Турции.

Эта страна пытается выступить в роли посредника на переговорах по ядерной программе Ирана. Так, она предложила проводить на своей территории обмен низкообогащённого иранского урана на высокообогащённый российский и французский. Турция участвует в переговорах о прокладке альтернативных друг другу газопроводов "Южный поток" и "Набукко". Наконец, страна ведёт непростой диалог о вступлении в Евросоюз, и совершенно не собирается принимать все условия, выдвигаемые Еврокомиссией.

Фото: AP

Можно также вспомнить попытки преодолеть многовековую вражду с Арменией и установить с восточным соседом дипломатические отношения. Правда, из-за разногласий по поводу признания геноцида армян в Османской империи и разных взглядов на ситуацию в Нагорном Карабахе сделать это не удаётся.

Да и ближневосточные инициативы турок также пока успеха не принесли. Их желание помочь разблокировать сектор Газа или решить иранскую ядерную проблему не закончилось ничем. И с "Набукко" может ничего не выйти — инвесторы не спешат вкладываться в проект. И в Евросоюз её пока не берут.

Как в такой ситуации можно расценить создание Совете сотрудничества тюркоязычных стран? Об этом "Правда.Ру" побеседовала с директором по программам России и стран СНГ Германского совета по внешней политике Александром Раром.

Как расценить метания Турции? Их цель добиться успеха хоть где-нибудь?

Ни в коем случае нельзя говорить о беспорядочных метаниях. Турция справедливо ищет себе место в меняющемся мире, она пытается увеличить свой вес в мировой политике. Она всё яснее осознаёт свои интересы, всё тверже их отстаивает. Нам пора привыкать, что на планете формируются новые центры силы. Один из них — как раз Турция, которая вместе с Россией сегодня принадлежит к числу "черноморских сверхдержав".

Эта страна исторически является мостом между Европой и Азией, Европой и исламским миром. И сегодня она пытается извлечь пользу из своего стратегически выгодного положения. Турция ведёт тонкие игры вокруг газопроводов "Южный поток" и "Набукко". И без согласия турок ни один из данных конкурирующих проектов не может быть реализован, ибо чисто географически они не могут обойти турецкую территорию или турецкие территориальные воды.

Чем ещё, кроме языкового родства, вызван интерес Турции к государствам Средней Азии и Азербайджану?

— Эти страны очень богаты природными ресурсами, и турки будут делать всё, чтобы максимально контролировать газовые потоки из Прикаспийского региона в Европу. Как известно, Азербайджан, Казахстан, Туркмения и Узбекистан — крупные страны-экспортёры углеводородов.

Но дело не только в этом. Сегодня Турция понимает, что вступление в Евросоюз, долгие годы считавшееся приоритетом её внешней политики, ей пока не светит. Европейцы не ждут её там. Приходится разворачиваться в другие стороны, искать свои интересы на Ближнем Востоке, в Иране. И, разумеется, в Средней Азии и Закавказье.

Можно ли после появления нового Совета говорить о попытке создания турецкой сферы влияния на южных рубежах России?

— Россия и Турция всегда были естественными соперниками в Средней Азии и Закавказье. Российская дипломатия на протяжении нескольких веков признавала за турками право иметь там особые интересы. Признаёт и сейчас. В отличие, скажем, от США и НАТО. Американцы находятся слишком далеко, и никаких естественных интересов в данных регионах у них быть не может.

Фото: AP

Опасаться усиления турецкого влияния в бывших республиках СССР России не стоит. Турция ещё в 1990-е гг. пыталась создать нечто наподобие "Великого Турана", объединить вокруг себя тюркоязычные государства. Но из этого ничего не вышло. Те же Казахстан и Узбекистан ясно дали понять, что "тюркское братство" имеет свои пределы. И у них есть собственные (отличные от Турции) интересы.

Сегодня Турция может рассчитывать на своё безоговорочное влияние лишь по западную сторону Каспийского моря — в Азербайджане. В Средней Азии она России не соперник.

Можно говорить, что Россию и Турцию сегодня многое сближает. Так, например, турки, будучи членами НАТО, противятся появлению американской базы на черноморском побережье Румынии. Мало того — турки исторически имеют особые интересы в Абхазии, и нельзя исключать, что со временем они признают её независимость.

А как в Евросоюзе смотрят на такую активность Турции? Не боится та же Германия появления под боком у Европы сильного конкурента?

— Сегодня Европа занята тем, чтобы сохранить комфортное существование, к которому она привыкла. Интересы Евросоюза сейчас не выходят за пределы своего континента, и активность Турции в бывшем СССР и на Ближнем Востоке его мало интересует. Европейцы считают Турцию всего-навсего обычным кандидатом в члены ЕС. Надо признать: здесь они ошибаются. Турки доказывают, что они всё более независимы от других центров принятия решений.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить