Мыльные пузыри потребительского спроса

Традиционное мыло пользуется все меньшим спросом жителей страны. Его продажи заметно падают, в то время как аналитики констатируют рост потребительского спроса на жидкое мыло, гели и прочие моющие средства, которые в основном завозятся из-за рубежа. Отечественное хозяйственное и туалетное мыло преимущественно идет на экспорт в страны бывшего СССР.

По данным компании «Академия Сервис» В 2009 году ёмкость российского рынка мыла составила 198,5 тыс. тонн. Это на 8% меньше показателей предыдущего года. Продукция отечественных производителей заняла 67% рынка. Кризис и снижение спроса на другие средства для мытья (гели, жидкие мыла и т.п.) привели к снижению его емкости.

Если сложившиеся на отечественном рынке тенденции производства мыла и его продаж сохранятся на протяжении текущего года, к концу 2010-го спад рынка за год может составить рекордные 16% - до 166,7 тысяч тонн.

При этом рынок сокращается по всем параметрам - производство мыла в РФ снизилось 16%, объем экспорта и импорта в равных долях на 16,5%.

Читайте также: "О жизни быстрого приготовления"

Поставки мыла в РФ идут из более чем 50 стран мира. Однако основными импортёрами являются Польша и Турция. По объемам (51% импорта) лидируют жидкие мыла, гели и другие средства для мытья кожи (43,5 млн тонн).

43% импорта - туалетное мыло - 37,8 млн тонн. РФ также завозит 3 миллиона тонн (6% импорта хозяйственного мыла, его потребление постоянно снижается в пользу других средств бытовой химии.

Зато именно хозяйственное мыло в прошлом году составило основу экспорта мыла из РФ - за рубеж продали 46,6 млн тонн. Экспорт туалетного мыла составил 9,6 млн тонн, а средств для мытья кожи, гелей и жидкого мыла - 7,5 млн тонн.

Основными покупателями российского мыла являются Украина, Казахстан, Кыргызстан и Афганистан. При этом Украина покупает больше жидкого мыла - 56-57% от общего объема экспорта. Импортируют из России твёрдое туалетное и хозяйственное мыло Казахстан. Туда уходит 54% туалетного и 48-49% хозяйственного мыла.

Аналитики ожидают увеличение доли жидкого мыла (как в количественном, так и в денежном выражении) на внутрироссийском рынке. А вот объемы продаж туталетного мыла, сейчас занимающего до 70%, будут сокращаться.

Ожидается рост продаж более дорогих сортов мыла и большее сегментирование рынка - по составу (на глицериновой основе, с увлажняющими / отшелушивающими добавками), производителям (отечественное / импортное, мыло ручной работы), назначению (для рук, ног, интимной гигиены).

Тенденция последних лет - повышенный спрос на мыло ручной работы, формирующийся на интересе ко всему натуральному и экологически чистому, а также моде на оригинальные подарки (чему способствуют привлекательный дизайн и изысканный аромат продукции), сообщается в обзоре «Академия Сервис».

Крупнейшие поставщики такого мыла - Латвия (63%) и Болгария (37%), которые продукцию под рядом брендов. Одна из петербургских фирм также производит мыло ручной работы. По всей видимости, именно этот сегмент, который будет расти в ближайшие годы, является самым привлекательным для инвестиций. При определенном уровне насыщения рынка, потребителя, а тем более высокодоходного, начинают интересовать уникальные свойства товара

На сегодняшний день отечественные производители ориентируются преимущественно на средний и низкий ценовой сегменты. Премиум-сегменты заняты импортной продукцией, отличающейся преимущественно дизайном упаковки и привлекательностью рекламы.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить