Город "не подумал", что ученья идут

На днях в Санкт-Петербурге зловещий рев сирены оповещения, раздававшийся в одной из школ на Васильевском острове, едва не довел ничего не подозревавших окрестных жителей до паники и сердечных приступов. Это еще раз подтвердило, что непрофессиональная организация учений по гражданской обороне чревата абсолютно реальными негативными последствиями.

На этой неделе в честь очередной годовщины начала блокады Ленинграда над северной столицей традиционно раздавались звуки метронома и сигналов воздушной тревоги. Пронзительные сирены выли в центре Питера около 15 минут. Население, предупрежденное заранее сообщением диктора, реагировало на эти звуки с грустью, но без паники.

Однако расхожее мнение о том, что привычка к таким сигналам заложена у жителей города на Неве чуть ли не на генетическом уровне (ведь за время вражеского окружения система уличного оповещения включалась в Ленинграде 3740 раз!) было начисто опровергнуто всего лишь за сутки до печальной годовщины.

Читайте также: Последний звонок "под градусом"

"Внимание! Тревога! Всем покинуть помещение!", - именно так начался второй урок в средней общеобразовательной школе №31 с углубленным изучением английского языка Василеостровского административного района Санкт-Петербурга. Так сотрудники МЧС приступили к проверке готовности администрации школы, а также педагогов и учеников к экстренной эвакуации в случае чрезвычайной ситуации. В 11.00 зловеще завыла громкая сирена и учителя вместе с детьми поспешили покинуть здание. После отбоя тревоги, всем "эвакуированным" разрешили вернуться в классы и продолжить занятия по обычному графику.

Все бы хорошо, да только жителей близлежащих домов никто не удосужился должным образом уведомить о запланированных учениях. К счастью, обошлось без серьезных последствий, но к предынфарктному состоянию проживающие в округе пенсионеры были близки. "Что случилось? Куда бежать?" — вот главные вопросы, которые интересовали в тот момент граждан, взволнованных ревом сигнала.

"В наше время, если и проводят подобные мероприятия в учебных заведениях, то звук сирены заменяет обычный школьный звонок. Наверное, поэтому люди, которые живут рядом со школой, не были готовы услышать настоящий сигнал тревоги. Отсюда и паника, и страх", — рассказала корреспонденту "Правды.Ру" коллега питерских педагогов, учитель истории Зоя Кондрашова.

Фото: AP

Многие жители нашей страны помнят время, когда проведение учебных тревог было обычным явлением. Порядок подготовки и проведения таких мероприятий был четко прописан, заранее определялись масштаб и периодичность "тренировок". С распадом Советского Союза и новой внешней политикой России, регулярные занятия гражданской обороной потеряли актуальность. И нет ничего удивительного в том, что житель нашей страны теперь вполне может запаниковать, услышав звук беды. Люди просто отвыкли. И боятся страшного завывания потому, что напрочь забыли или же отродясь не знали, что делать в подобных ситуациях.

Читайте также: Балконинг - смертельный номер

Впрочем, похожая картина наблюдается и в республиках бывшего СССР. Примером тому — недавняя практическая проверка систем оповещения гражданской обороны с прерывистым включением электросирен и громкоговорителей. Это мероприятие проходило в "столице юмора" — Одессе. Несмотря на то, что на местном радио и телевидении за пару дней до учений прозвучали необходимые предупреждения, многие горожане остались в неведении. В результате им было совсем не до смеха. Испытав от трехминутного зловещего воя массу "приятных" эмоций, пользователи Интернета бросились атаковать чаты и форумы.

Вот как описывает свежие ощущения юзер под ником lyuska_lidina: "Не знаю как кто, а мы понервничали. У нас во дворе еще чего-то там сварщик творил, так что, когда вышла, то увидела картину Репина "Приплыли": сирена, дым, запах гари. На пару минут "сердце остановилось". И никто не знает, куда бежать, и что делать. Зато потом по новостям сказали, что лучшее бомбоубежище находится на станкостроительном заводе, только на каком из них, я не поняла. И вообще, к чему это было сказано, непонятно. То ли заявки нужно было подавать на бронирование мест, то ли решили похвастаться населению…".

"Работники МЧС постоянно ведут разъяснительную работу, — объяснил корреспонденту "Правды.Ру" начальник караула, лейтенант Виталий Цихмейструк. — Пишутся статьи на указанную тематику, которые размещаются в газетах и журналах, снимаются видеоролики о том, как вести себя в чрезвычайной ситуации, а также проводится инструктаж в школах, университетах, на больших предприятиях и в госструктурах. Многие граждане считают это ненужной информацией, потому как приходить на наши лекции их заставляет начальство. Что касается проведения учебных тревог, то это скорее показательные мероприятия, которые проводятся не так часто из-за больших финансовых затрат".

Интересна также точка зрения психологов на эту ситуацию. Эти специалисты вполне обоснованно утверждают, что информация, которая доводится теоретически, мало запоминается. Эффективность имеет практическое применение знаний или непосредственное участие в процессе.

Читайте также: Смертельный риск купального сезона

"Не желательно исключать учебную практику, особенно в вопросе поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Ведь в такие моменты процесс мышления отличается от обычного. — сообщила корреспонденту "Правды.Ру" психолог, психотерапевт Марина Журавлева. — Но при этом должна соблюдаться "золотая середина".

Фото: AP

Разумный подход необходим и в организации таких учений. Подготовка к ним должна учитывать даже мелкие нюансы, иначе учебная опасность грозит обернуться реальной. Например, жители Советского района Казани помнят отработку эвакуации учащихся лицея №121. В процессе мероприятия педагоги вместе с представителями МЧС вывели школьников на улицу без верхней одежды. Надо заметить, что на дворе стояла ранняя весна, и было довольно холодно. В результате многие дети заболели, а родители писали жалобы (причем, совсем не учебные) в Министерство образования.

Читайте все самое интересное в рубрике "Происшествия".

Автор Татьяна Островская
Татьяна Островская — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить