Рецидивисты – направо, остальные – налево

В российских исправительных учреждениях начались массовые переселения. Для создания благоприятной атмосферы в местах лишения свободы Федеральная служба исполнения наказаний РФ решила изолировать рецидивистов от заключенных, отбывающих первый срок. Говорят, что это лишь первый этап масштабной программы по улучшению условий содержания осужденных.

Главная цель проекта — довести обстановку в учреждениях российской пенитенциарной системы до европейского уровня. Правда, телевизорами, компьютерами и душевыми кабинами камеры для осужденных в обязательном порядке пока не оснащают (хотя благоустроенные камеры для особо важных заключенных в некоторых регионах России уже имеются). Начать решили, так сказать, с моральной составляющей.

Судя по словам директора Федеральной службы исполнения наказаний РФ Александра Реймера, такое разделение заключенных проходит абсолютно безболезненно и намного проще, чем ожидалось. Действительно, нет сообщений ни о бунтах, ни о протестах.

В первую партию переселенных вошли более 150 тысяч граждан, отбывающих первый срок заключения. Своей очереди пока ожидают еще более 200 тысяч. Полностью программу по переселению должны завершить к концу года. Всего же, согласно официальной статистике, по состоянию на начало этого месяца в учреждениях уголовно-исполнительной системы России содержались 843 200 человек. При этом практически половина взрослых заключенных отбывает срок "по первой ходке".

Меры по масштабному переселению, затеянные ФСИН России, являются своеобразным прецедентом. До этого подобные разделения не практиковались. Что касается результатов проведенной работы, то о них пока говорить еще рано. "Для того, чтобы оценить, насколько обстановка в колониях оздоровилась, нужно время. Мы эту работу практически только завершили", — отметил Александр Реймер.

Надо отметить, что после полного завершения программы по улучшению условий содержания осужденных структура мест заключения существенно поменяется. Если конкретнее — исправительные колонии будут ликвидированы, останутся лишь тюрьмы и поселения. Все, как говорится, по европейскому образцу.

Специалисты утверждают, что таким образом можно будет постепенно забыть об ужасных нравах и порядках, царящих в российских исправительных учреждениях. Станет меньше работы и у различных общественных организаций: ранее они неоднократно акцентировали внимание на том, что в местах заключения нарушаются права человека — начиная от условия содержания до отношения к самим заключенным.

Читайте также: На свободу - с чистой хитростью

Фото: AP

А что же думают о "великом переселении" осужденных люди, которые по воле судьбы или же по долгу службы знают о жизни за колючей проволокой практически все?

Галину Бурмак, работающую в женской колонии, заключенные прозвали "воспитателем". Эта сотрудница ведет с ними личные беседы и исполняет роль психолога на зоне. За несколько лет своей работы повидала многое, но считает, что места лишения свободы можно лишить недостатков за счет грамотной работы с заключенными. Она считает, что подавляющее большинство из них заинтересовано в "законопослушном" отбывании срока. Поэтому происходящее разделение "контингента" — необходимая мера.

"Для женских колоний этот вопрос нужно решить в первую очередь. Ведь женщины-заключенные по своей жестокости могут даже превзойти мужчин-заключенных, — рассказала Галина Бурмак в интервью "Правде.Ру". — Новичков, которые попадают на зону, в первую очередь, пугает "коллектив", в котором им придется существовать несколько лет. "Старички" чувствуют себя хозяевами на территории, особую касту составляют те, кто попал на зону уже не первый раз. Для них это своего рода авторитетность. Эти заключенные не смогли добиться уважения "на воле", поэтому стараются почувствовать свою значимость за колючей проволокой. Утверждаются за счет тех новичков, кто попал на зону "случайно", совершив преступления на бытовой почве, по пьянке и т. д. Новички пытаются отсидеть свой срок тихо-мирно, а "старожилы" ввязывают их в конфликты. Ставят условия — или ты с нами, или ты против нас. "С нами" — это означает противостояние администрации, участие в забастовках, бунтах. Если новички не будут подчиняться требованиям авторитетов, им устроят такую "темную, что мало не покажется".

А вот сами заключенные неоднозначно рассматривают это новшество. Многие воспринимают его скептически. "Что толку рассказывать о зоне тем, кто никогда там не был. Это свои законы, о которых может говорить лишь тот, кто по ним жил. И на каждой зоне они свои. Пусть даже разделяют "новичков", "старичков", "наседок" — суть от этого не поменяется. Все равно там будут свои паханы и так же будут чмырить "заточек", — рассказал "Правде.Ру" Олег, который в свое время отсидел на зоне три года.

Читайте все самое интересное в рубрике "Происшествия".

Автор Виктория Лапко
Виктория Лапко — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру в разделе "Общество"
Обсудить