Сейчас пугают не так, как раньше

Сегодня примечательная, хотя и не такая уж редкая дата: 13-е число пришлось на пятницу. Это сочетание некоторые считают мистическим и даже боятся. Видимо, не так уж редко, раз психиатры придумали специальный труднопроизносимый термин: параскаведекатриафобия. Смелые же относятся к таким датам очень спокойно и многие любят фильм "Пятница, 13-е"…

Всего вышло 10 лент в этой серии, затем в одном произведении Джейсон Вурхис объединил усилия с не менее любимым народным героем Фредди Крюгером (правда, в конце передрались из-за склочности характеров). После чего был снят римейк первой части, а в 2013 году планируется выход римейка второй. И, думается, это еще не все приятное, что нас ожидает по теме.

Я не собираюсь пересказывать сюжеты и скрупулезно пересчитывать в них количество трупов. Но давайте посмотрим системно — чем, по сути, отличаются старые фильмы ужасов 80-х годов прошлого века от современных? Не по возможностям изображения, а именно по впечатлению?

Вот честно — я люблю старые ужастики.

Они (некоторым будет странно это слышать) жизненны. Не в смысле "все так и было", разумеется.

Просто там показана обычная жизнь, у действующих лиц есть какие-то цели и смысл действий, не относящийся к главной линии сюжета; даже часто встречающаяся затянутость начала "страшных" действий как раз указывает: "у нас все ОК". И только спустя некоторое время начинаются собственно ужасы — происходит что-то "такое", чем и переламывается ход событий.

Затем же — каким бы ни был конкретный сюжет — происходят хотя и не реальные, но осмысленные действия. При этом действующие лица ведут себя достаточно естественно. Побаиваются, конечно, позже — паникуют, но пытаются хоть что-то сделать.

А, главное, старые "ужастики" непременно были основаны на саспенсе.

Термин "саспенс" (он произошел от латинского глагола suspendere и означает некое "подвешенное состояние") был введен французским режиссером Франсуа Трюффо: "нарастание напряженного ожидания".

Слово было изобретено для обозначения специфического восприятия фильмов Альфреда Хичкока зрителем. В моменты, которые относятся к саспенсу, зритель настолько вовлечен в происходящее на экране, что не может оторвать взгляда. Переживает, как будто сам находится в фильме.

Читайте также: Развлечения для людей с железными нервами

Фото: AP

Трюффо писал: "Кино, которое делает Хичкок, до такой степени концентрирует внимание публики на экране, что арабские зрители перестают лущить свои орешки, итальянцы забывают закурить сигарету, французы оказываются не в состоянии заигрывать с соседкой, шведы — заниматься любовью между рядами, греки…" и т. д.

Не буду здесь разбирать режиссерские и монтажные приемы создания саспенса, замечу лишь две необходимые составляющие.

Во-первых, зритель должен сопереживать герою. Это понятно — если не представлять "а если бы я был на его месте", то чего волноваться-то? А для этого действующие лица обязаны быть достаточно "живыми".

Во-вторых, у персонажаи зрителя должно быть несоответствие информации. Т. е. либо зритель видит, что за углом — монстр, а герой нет. Либо наоборот — персонаж аккуратно, со всеми мерами предосторожности, куда-то лезет, зная, что там что-то эдакое есть, а зритель не знает, что именно.

Вот сочетание этих факторов и есть саспенс (конечно, тут еще важно то, как все это подается — от ракурсов и темпа изображения и до музыкального сопровождения), который и вызывает в зрителе желанное состояние эустресса. Положительные эмоции от страха должны быть "на выходе" любого качественного ужастика.

А что можно сказать о современных фильмах ужасов, снимаемых крупными студиями?

Сразу скажу, что я их тоже люблю — но это совсем другое кино. Вот как фильм о Шерлоке Холмсе от Гая Ричи — понравился, живенько, приятно, все такое. Вот только при чем тут оригинальный детектив?!

Если классический фильм ужасов вызывает положительные эмоции через переживание страха, то современный Голливуд ставит своей целью расшатать нервы зрителю. Саспенс вырождается до нескольких секунд — некогда!

Надо все успеть — и туда вляпаться, и сюда, и этого вот монстра победить, и того маньяка замочить, а там — уже первые трупы оживать начали. Вместо переживания за героя — непрерывные спецэффекты, которые сверкают, выстреливают, проскакивают и стремятся поразить своей навороченностью. Переживать некогда — зритель, в зависимости от темперамента, либо все время дергается, либо старается уследить за нюансами спецэффектов.

Читайте также: Секрет хорошего ужастика - леденящий душу крик

Переживать за героев можно лишь под гипнозом, в большинстве случаев они не "живые", а так себе — шаблоны, дурилки картонные. Сразу, как только начинается действие, большинство персонажей превращается в массовку паникеров, чья цель — погибнуть как можно эффектнее, перед этом мельтеша с воплями по экрану. А меньшая часть (часто — вообще лишь главный герой) либо изначально является продуктом скрещивания Терминатора с Суперменом, либо некий рядовой, ничем не примечательный обыватель резко начинает проявлять мужество, героизм, смекалку и навыки боевой подготовки. Согласитесь, даже во втором случае сложновато поставить себя на место персонажа. Неестественно как-то, знаете ли.

Фото: AP

Мир современного фильма принципиально дисгармоничен.

Если классика — это "случился форс-мажор, пытаемся преодолеть", то современный — это "как-страшно-жить".

Скажем, Вурхис в "Jason X" — это далеко не тот сравнительно безобидный мальчик-утопленник, что в первой серии. Это уже вообще непонятно что, но зато со сверхспособностями разнообразно шинковать окружающих. Никакого смысла фильм не несет — но зато очень красиво снято.

Здесь можно, конечно, порассуждать о том, что означает такая смена концепций в современном мире, что она отражает и так далее, но полезнее будет подумать над этим самостоятельно.

Все самое интересное читайте в рубрике "Жизнь".

Автор Андрей Борцов
Андрей Борцов — российский публицист, автор Правды.Ру
Последние материалы