Реклама – двигатель… Китая

Двигатель торговли — рекламу — можно использовать и в государственном масштабе. По сообщению новостного агентства Agence France-Presse, Китай решил продвигать не просто свои товары, но и страну в целом.

Сам Китай подтверждает намерения — новостное агентство "Синьхуа" сообщило, что местные знаменитости будут сниматься в рекламных роликах, посвященных улучшению имиджа страны. Были названы баскетболист Яо Мин, пианист Лан Лан и другие.

Заказ на рекламу отдан одному из старейших агентств США -"Lintas". Планируются пятнадцатиминутный фильм и ряд тридцатисекундных роликов. Последние начнут показывать на СNN и ВВС уже с октября, в честь очередной годовщины образования КНР.

Это — не единственное мероприятие Китая по улучшению своего имиджа на Западе. Поднебесная тратит миллиарды долларов на издание газет на английском языке, крупнейшая из которых "China Daily". Около месяца назад заработал новостной телеканал "CNC World" на английском языке.

По сообщениям агентств, решение о создании рекламы было принято после недавнего опроса на BBC, в котором выяснилось, что общественное мнение положительно оценивает Китай менее чем в половине из 28 опрошенных стран.

Политики КНР заявляют о своем желании изменить имидж своей страны, показав ее как преуспевающую, интенсивно развивающуюся, демократическую, прогрессивную и так далее. Сегодня же многие средства массовой информации на Западе преподносят Китай как закрытый тоталитарный режим, несовместимый с "демократическими ценностями".

Честно говоря, я удивлен. То есть, наоборот — не удивлен, просто не ожидал такого именно от Китая.

Современный мир давно стал театром постмодернистского абсурда, и вкладывание средств в рекламу уже важнее улучшения качества товара. Но вот "продавать" целую страну — до этого еще никто не додумался.

Представляет интерес вопрос "должно ли государство себя рекламировать?".

С одной стороны — несомненно. Создание международного имиджа как минимум никому не вредило, а в норме помогает оправдывать свои действия в соответствующем ключе. Достаточно вспомнить те же США с их "демократией путем бомбардировок". Или обратный пример — памятное отношение к ЮАР времен апартеида.

Читайте также: Торговая дуэль между США и Китаем

Фото: AP

При этом Соединенные Штаты явно вмешивались в дела других стран напрямую, военными действиями, а в Южно-Африканскую Республику через границу бежали люди, которым при "человеконенавистническом" апартеиде жилось куда лучше, чем в их родных странах (и очень наглядно то, что происходит в ЮАР сейчас).

Однако значит ли это, что правильный пиар важнее фактов?

Нет, не значит.

Правильная рекламная компания, будь она коммерческой или политической, может работать лишь для коррекции отношения к объекту рекламы в рамках уже существующего принятия (либо наоборот).

Скажем, если человек увлекается ездой на велосипеде, то реклама может сподвигнуть купить новую модель (как пример). Но если человек отчетливо не любит крутить педали — то, как ни рекламируй, велосипеда он не купит.

Если же говорить о политике, то разговоры о "нарушении прав человека" и необходимости "нести демократию" со стороны США действуют только на тех, кто в целом согласен с политической позицией Америки. В этом случае преподнесение событий в нужном свете играет важную роль.

Если же пиетета перед США нет — то как ни рекламируй причинение добра бомбардировками, все равно нет оправдания для действий в Сербии и других странах.

У Китая сейчас сложное международное положение.

С одной стороны — устойчивый рост экономики, причем основанный на реальном производстве, а не торговле биржевым воздухом, медленное, но верное улучшение жизни населения и т. д.

С другой стороны — именно "социализм с китайской спецификой", который завещал Председатель Мао, вызывает негативную реакцию у Запада.

Китайский социализм отчетливо антагонистичен либерально-капиталистическому Западу с его продвижением глобалистского финансового капитала. И как тут не рекламируй — фундаментальное противоречие не устранить.

Китай набрал мощь по историческим меркам буквально только что, благодаря последовательному социализму. Но, поскольку именно на его территории из-за дешевизны рабочей силы расположены множество производств юридически западных фирм, он находится в особом положении. Представляете, что будет, если КНР объявит эмбарго какой-нибудь развитой стране?

А если добавить к этому количество китайцев, распространение их диаспор по миру, попытки создания блоков государств, противостоящих "западному полюсу" и так далее?

КНР может заказывать рекламу — обратите внимание, специально у очень дорогого и солидного агентства, явно рассчитанную на тот же Запад, — но это может сработать лишь для бизнесменов средней руки, которые и так хотели сотрудничать, но опасались авторитарного режима и т. п. Настоящие же правители западного мира на рекламу не поведутся — они знают, какую опасность для них представляет Китайская Народная Республика.

Закон большой политики прост: "боятся, значит — уважают".

И достигла своих успехов Поднебесная отнюдь не благодаря следованию принципам либеральной демократии и т. п., так что реклама "мы такие же, как и вы" — это, вероятнее всего, ставка на усыпление бдительности. Китайцы — древняя нация, которая очень хорошо умеет выжидать нужный момент.

Все самое интересное читайте в рубрике "Жизнь".

Автор Андрей Борцов
Андрей Борцов — российский публицист, автор Правды.Ру
Обсудить