Этикетка - шифровка для покупателей

Минздравсоцразвития России провел социологический опрос с целью узнать, какую роль для покупателей играет информация о продукте, которую производитель размещает на упаковке. В мероприятии приняли участие 846 человек.

Из них 36,5% признались, что воспринимают этикетки как полезный источник информации о продукте. 28% респондентов считают, что расшифровать смысл указанных на упаковке данных могут лишь специалисты химической промышленности. 22,5% уверены, что на этикетках печатают сплошное вранье. Для 8,3% респондентов упаковка — это такое же увлекательное чтиво, как детективы. А 4,7% вообще заявили, что стараются покупать свежие, сырые продукты. На такой товар, как известно, этикетки никто не клеит.

Любой из нас хоть раз пытался вчитаться в указанный на упаковке состав продукта, стараясь понять все эти хитросплетения ингридиентов в виде гидрокарбоната калия, Е225, сульфата и ароматизаторов, идентичных натуральному. Но задумывались ли вы, что означают все эти надписи и насколько они могут быть полезными? Правильно ли указан состав, срок хранения, срок годности? А если будут неприятности из-за некачественной еды — то куда бежать, как спасаться и кому предъявлять обвинения за некачественную еду?

Для начала, надо четко понимать: этикетка на товаре — это документ, который в случае чего может быть доказательством в суде. Хорошо, если он еще подкреплен чеком из магазина, в котором был приобретен товар.

Существуют строгие правила оформления этикетки. И за ее достоверность производитель несет ответственность. Проблема в том, что мы зачастую не знаем своих прав. И, отравившись очередными некачественными консервами, пьем таблетки и отмахиваемся — мол, зачем идти выяснять отношения. Желудок уже расстроен, так зачем еще портить нервы? Это неправильный подход. Качество еды — это качество нашей жизни.

Сейчас этикетка стала не только источником информации о продукте, но еще и своеобразным рекламным маячком. Поэтому производители уделяют много внимания ее дизайну и текстовому содержанию. В результате на бутылках и банках появляются привлекательные надписи типа: "натуральный продукт", "без консервантов", " лучший продукт" и т. д. Но так ли это на самом деле?

Статья 495 Гражданского Кодекса РФ обязывает предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре. Однако это касается только розничной торговли. Кроме того, существует Закон "О защите прав потребителей", устанавливающий общие требования к информации, которая должна быть на этикетке. Это:

Фото: AP

— обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;

— основные потребительские свойства товаров;

— гарантийный срок;

— правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

— место нахождения, фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца);

— место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара.

Но наиболее жесткие требования к этикеткам и упаковкам пищевых продуктов предъявляет постановление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Этот документ, вступивший в свою законную силу 1 июля 2005 года, утвердил национальный стандарт РФ "Продукты пищевые. Информация для потребителя". Здесь определен целый ряд требований, которые должны соблюдать производители при изготовлении этикетки. Оказывается, это целая наука. Необходимо указывать всю информацию о продукте: начиная с сертификатов и ГОСТов, заканчивая количеством белков, жиров, и углеводов.

Читайте также: Арбузы на нелегальном положении

Особое внимание потребителей стоит обратить на то, что производитель просто обязан предоставить информацию о применении при изготовлении и о содержании в пищевом продукте биологически активных добавок, ароматизаторов, пищевых продуктов нетрадиционного состава с включением несвойственных им компонентов белковой природы. Кроме того, на упаковке должны присутствовать сведения: был ли продукт получен из генетически модифицированных источников. Также обязательно указывать информацию о специфической обработке продукта (если таковая имела место), о всех ароматизаторах и других химических добавках, которые входят в его состав. Еще бы: покупатель должен быть максимально ознакомлен с тем, что собирается съесть.

К сожалению, полное соответствие указанных на упаковке данных подлинному составу продукта может проверить только специальная лаборатория. Но специфический запах или вкус уже должны насторожить. Потребитель вправе отказаться от такой еды, но если уже съел ее (и после этого начались проблемы со здоровьем) — должен как можно скорее обратиться к врачу, а остатки еды (или упаковку) отдать на экспертизу. С тем, чтобы продукт проверили на пригодность к употреблению.

Наиболее часто покупатели "обжигаются" на сроке хранения. Нередко эту информацию "перебивают" непосредственно в самом магазине или супермаркете. Продукция также может быть испорчена вследствие неправильного хранения. Упаковка и чек о товаре позволят вам вернуть деньги за некачественный товар или потребовать другие компенсации в случае проблем со здоровьем.

В любом случае, если вам попался некачественный товар, и на руках есть все соответствующие доказательства (а магазин отказывается возместить ущерб), нужно обращаться в суд. Здесь закон целиком и полностью на стороне покупателя. Причем ответственность должны нести не только продавец, но и поставщик с изготовителем.

Самое интересное читайтев рубрике "Жизнь"

Автор Виктория Лапко
Виктория Лапко — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру в разделе "Общество"