Лимонова принесли в жертву

Известные российские правозащитники Людмила Алексеева и Сергей Ковалёв распространили совместное заявление, согласно которому они готовы исключить лидера бывших национал-большевиков Эдуарда Лимонова из состава организаторов митингов в защиту Конституции, проводимых по 31-м числам каждого месяца на Триумфальной площади в Москве. Сам Лимонов считает позицию правозащитников предательской.

Митинги на Триумфальной площади в рамках т. н. "Стратегии-31" сторонники Эдуарда Лимонова проводят начиная с лета прошлого года. Однако в силу объективных причин им ещё ни разу не удавалось согласовать проведение акции в чётко обозначенное время — 31-го числа каждого месяца в шесть часов вечера. Не помогло и включение в состав организаторов главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, а также давление на власти со стороны других правозащитников, в том числе уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина — столичные власти чётко следовали букве закона, удовлетворяя те заявки на данное число и время, которые были поданы раньше.

"Но, — отмечается в заявлении правозащитников, — возникла версия, что митинг разрешили бы, будь несколько иным состав заявителей на его проведение". Здесь стоит пояснить. Некоторое время назад появились сообщения о том, что якобы сотрудники администрация президента через посредников обратились к некоторым лидерам несистемной оппозиции и правозащитникам с компромиссным предложением: оппозиционеры отказываются от сотрудничества с Лимоновым, после чего им разрешают провести митинг там, где они хотят. Реальность подобных переговоров представлялась крайне сомнительной, тем не менее, оппозиция с удовольствием подхватила тему, обсуждая все плюсы и минусы предложенного "компромисса". Плюсов, разумеется, было намного больше. Тем более, что для очень многие либерально настроенных оппозиционеров участие в совместной акции с Лимоновым доставляло тяжёлые душевные страдания.

Один из лидеров "Солидарности" Борис Немцов до недавнего времени вообще игнорировал митинги на Триумфальной, поскольку считал, что "с Лимоновым в силу идеологических разногласий это делать не стоит". Впрочем, продолжает считать до сих пор. "Я бы в жизни не пошел на эту акцию, если бы ее организовывал Лимонов, — говорит Немцов, имея в виду митинг 31 января. — И в этот раз я был на этой акции вместе с Людмилой Михайловной". Впрочем, это был первый и последний "совместный" митинг Немцова и Лимонова — в дальнейшем Борис Ефимович по 31-м числам уезжал в Петербург, где местные либералы и лимоновцы давно уже проводят акции раздельно.

Также по теме: Лимонова покинула Муза в образе Снегурочки

Фото: AP

Вариться в одном котле с Лимоновым большинству либералов из числа представителей "Солидарности" действительно не нравилось. Достаточно вспомнить конфликт 31 марта, когда Людмила Алексеева отказалась выходить на Триумфальную площадь, предлагая воздержаться в этот день от протестных мероприятий и почтить память погибших в терактах в московском метро. Эдуард Лимонов, напротив, заявил, что "борьба за свободу, за соблюдение Конституции не может прерываться на каникулы, на праздники и даже на время дней траура", чем изрядно шокировал правозащитников.

По сути, начиная с этого времени между Лимоновым и коалицией либералов и правозащитников началась война за бренд "Стратегии-31". Бренд, конечно, довольно сомнительного качества, но вместе с тем медийно успешный. Масла в огонь подливали и сами лимоновцы, называя совместный выход на несанкционированную мэрией акцию на Триумфальной площади не только моральной, но и "идеологической" победой Лимонова над его оппонентами из "несистемной оппозиции". И в некотором смысле это действительно была победа, поскольку сторонникам писателя удалось внести раскол в либеральное движение.

Так, например, недавнее заявление московского городского отделения "Солидарности" об официальном вхождении в оргкомитет "Стратегии-31" вызвало массу не самых приятных откликов, у тех, кто не считал для себя допустимым входить в какие бы то ни было отношения с "красными". Достаточно влияние на либеральную аудиторию продолжает оказывать и Валерия Новодворская, считающая, что Людмиле Алексеевой "не нужно ходить" с "лживым и подлым Лимоновым, с ужасной красно-коричневой программой, который переодевается каждое 31 число в борца за свободу".

Вот и сейчас Валерия Ильинична поддержала решение главы МХГ. "Возможно, до многоуважаемых правозащитников, наконец, дошло, что нельзя выходить с провокатором. Своим участием он делает любые акции одиозными для всех, кто недоволен властью и является сторонником демократических движений, демократической альтернативы. Ну кто из нормальных демократов (задайте себе вопрос без соглашательства и допущений) пойдет за демократией под знаменами с черными серпами и молотками, да еще и с той программой, которую Лимонов напечатал (в отличие от программ Касьянова и "Солидарности") в кремлевской "Российской газете", — заявила она в интервью Политонлайн.ру.

Фото: AP

Людмила Алексеева и Сергей Ковалёв предлагают на следующий митинг подать две параллельные заявки: одна за подписями прежних заявителей и в точности такая же заявка за подписями других известных активистов Движения 31, но уже без Эдуарда Лимонова. "Поскольку состав движения очень неопределенный, очень пестрый, мы решили за двумя подписями выступить с таким предложением: "С нашей точки зрения, допустимый компромисс. Как вы смотрите, дорогие коллеги, кто вместе с нами приходит на площадь?" К 31 августа мы, я думаю, это выясним", — пояснила Алексеева в эфире радио "Свобода".

Иными словами, потенциальным участникам митингов на Триумфальной предлагают сделать выбор между Лимоновым и Алексеевой. При этом председатель МХГ понимает, что её заявление является высказыванием политической позиции по отношению к Эдуарду Лимонову, мнение которого, по словам правозащитницы, ей не интересно. "Как отреагирует на такие заявления Лимонов — это дело Лимонова, спрашивайте у него, собирается ли он рвать со мной отношения, покамест таких предложений от него не поступало", — поясняет она.

Лимонов в свою очередь пока воздерживается от развёрнутых комментариев, отмечая, что не собирается "выказывать покорность" и возмущаясь как тем, что лично его никто не поставил в известность относительно содержания заявления правозащитников, так и подписью Сергея Ковалёва, который не является ни организатором "Стратегии-31", ни заявителем митингов и только "пару раз" приходил на Триумфальную.

Также по теме: Оппозиция разошлась по 31-е число

В блогосфере также разгорелась настоящая война по этому поводу. Одни считают, что "в компромиссах нет ничего страшного", другие утверждают, что не ради компромиссов получали по почкам от ментов и расценивают позицию правозащитников как предательскую. Судя по всему, на мнение последних будет ориентироваться и Эдуард Лимонов, которому никакие компромиссы в принципе не нужны.

Впрочем, речь в данном случае идёт не о компромиссах, а о праве на бренд митингов в защиту 31-й статьи Конституции. Московские власти не высказывают никакого неудовольствия наличием в числе организаторов массовых акции "лимоновцев", чему примером постоянные пикеты и митинги последних на Чистопрудном бульваре. Для Лимонова смыслом его акций стала давно утверждённая стратегия успеха акции, определяемая количеством задержанных. Для либерального крыла оппозиции важно перехватить инициативу у Лимонова посредством проведения согласованного мероприятия, что будет означать уже их победу над властью. И чья стратегия окажется более эффективной, покажет уже ближайшая акция на Триумфальной 31 июля.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить