Лес раздора

Противостояние вокруг строительства скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург через Химкинский лес перешло в горячую стадию. Новости из ближнего Подмосковья напоминают фронтовые сводки. Так, накануне неизвестными была подожжена техника фирмы, занимающейся вырубкой лесных участков под новую автомагистраль. А сегодня "воинствующие экологи" возвели баррикады и "ежи".

Между тем и защитники Химкинского леса, и строители первой в России платной современной автодороги руководствуются благими намерениями. Как известно, связующая две столицы скоростная автомагистраль должна прийти на смену устаревшей трассе "Россия" (М10). Эта дорога давно уже исчерпала свою пропускную способность и нуждается в дублере, в строительстве которого, естественно, заинтересованы миллионы российских автолюбителей.

Обоснованно и возмущение экологов. Химкинский лес, расположенный в пяти километрах от Москвы, как известно, является частью лесозащитного пояса столицы. Разумеется, понять можно и протест местных жителей. Кому же хочется видеть в окно не лес, а защитный шумоизолирующий экран скоростной автомагистрали?

Конфликтная ситуация между экологами, властями и строителями скоростной автомобильной дороги через Химкинский лес длится уже не первый год. Напомним, после обнародования в 2006 году планов по вырубке части Химкинского леса для строительства автодороги Москва-Петербург экологи, а также "Гринпис", Всемирный фонд дикой природы и другие природоохранные организации, выступили с протестом.

За минувшее время были написаны десятки обращений, петиций и требований к властям не проводить вырубку леса под строительство дороги. В защиту Химкинского леса было проведено по меньшей мере 50 митингов и пикетов. Однако все попытки воспрепятствовать вырубке не увенчались успехом. На минувшей неделе сотрудники компании, ведущей подготовку к строительству скоростной трассы Москва-Петербург, начали валить деревья.

В итоге противостояние между строителями и защитниками Химкинского леса перешло в активную фазу. 15 июля активисты-экологи добились приостановки работ, напав в прямом смысле на рабочих и разогнав их по лесу. "Мы прогнали рубщиков с места вырубки, рабочие убежали в лес, — рассказал один из активистов движения в защиту леса. — К нам едет группа подкрепления, мы попытаемся обнаружить убежавших рабочих. Сейчас на месте осталась только техника".

Фото: AP

Однако прибывший на место событий руководитель проекта Александр Казмирчук заверил журналистов и экологов в том, что вырубка в Химкинском лесу ведется на законных основаниях. "ФГУ "Дороги России" заключило с нами, то есть с ОАО "Спецстройинжениринг" договор на проведение первого этапа работ — вырубку леса для будущей трассы. Мы готовим участок с 15-го по 58-й километр автодороги на основании этого договора", — сообщил он РИА Новости.

Александр Казмирчук отметил, что для работ в Химкинском лесу порубочные ордера не требуются, так как это земля федерального назначения, переданная на время прокладки трассы ФГУ "Дороги России". "Изначальный разрешающий документ — распоряжение правительства РФ о начале строительства скоростной дороги Москва-Петербург", — пояснил он.

Однако законность действий рабочих не остановила защитников Химкинского леса. В ночь на 18-е неизвестными была подожжена техника фирмы, занимающейся вырубкой леса. Борцы с вырубкой леса сочли это провокацией.

А в понедельник группа экологов, фактически поселившихся в Химкинском лесу, начали возводить баррикады, чтобы перегородить дорогу к району, где идет вырубка. "Сегодня к нам должны прийти застройщики дороги, но даже если у них будет разрешительная документация, мы их не пустим, и уже начали блокировать дорогу, чтобы не допустить вырубки леса", — рассказала журналистам лидер движения "В защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова.

Чтобы не допустить рабочих, экологи установили подобие противотанковых "ежей". "Ночью мы забаррикадировали лагерь и въезд в него, чтобы техника не прошла. Какие бы документы они ни показали, они все равно не будут лес рубить", — сказала Чирикова, добавив, что компания-застройщик новой трассы не согласовала с областным правительством проект вырубки и строительства. "Сейчас мы в связи с этим подали в Генпрокуратуру", — подчеркнула она.

По словам и. о. гендиректора ФГУ "Дороги России" Андрея Журавлева, все работы, которые проводятся в лесу, ведутся в рамках действующего законодательства. 27 марта 2010 года кассационная коллегия Верховного суда РФ признала законным распоряжение правительства РФ о передаче части Химкинского леса под трассу. Вместе с тем глава ФГУ "Дороги России" сообщил, что проект прошел все стадии согласования, включая экологическую в Роспотребнадзоре. "Все признано правомерным", — констатировал представитель компании, занимающейся строительством дороги.

Между тем, на этой теме спекулирует несистемная оппозиция. К защитникам в частности, примкнули активисты либерального движения "Солидарность", нередко паразитирующего на экологической тематике. Напомним, в Иркутске и Ангарске представители этого движения пытались заполучить лавры главных "борцов за экологию".

В итоге на место в принципе обоснованных экологических требований пришли радикальные и по своей сути бессмысленные политические лозунги. К примеру, защитники Химкинского леса теперь "до кучи" требуют и отставки правительства во главе с премьер-министром Владимиром Путиным. Хотя очевидно, что оппозиционеры, пытающиеся придать шумихе вокруг Химкинского леса политическое звучание, руководствуются отнюдь не интересами местных жителей.

Самое интересное в рубрике "Политика"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить