Отсутствие мировоззрения — не в моде

Богословское образование и религиозно-философские кружки пользуются сегодня успехом. Общие фразы типа "все религии ведут разными путями к единому Богу" или "да все это просто опиум для народа" — считаются моветоном и характеризуют их автора как интеллектуального лентяя. Защита и критика религии требуют теперь эрудиции и серьезных аргументов.

По мнению протодиакона Андрея Кураева, взрослый человек, не разбирающийся в религиозных вопросах, сегодня рискует потерять свой авторитет в глазах ребенка, изучающего основы религиозных культур в школе.

"Есть интересные случаи, когда родители по прошествии двух месяцев требовали детей забрать с курсов основ православной культуры по той причине, что их родительское тщеславие не могло вместить того обстоятельства, чтобы дети знали больше, чем родители. И родители не могли поддерживать разговора на эти темы со своими десятилетними детьми. То есть, ребенок приходит из школы, хочет обсудить с родителями что-то интересное, что он узнал, а у родителей просто нет таких знаний", — рассказал профессор Московской духовной академии в интервью "Правде.Ру".

Как отметил он, "начавшийся курс обнажил во многих семьях внутренние конфликты. А именно — бабушки против своих детей. Бабушки советской формации запрещали своим детям определять их детей, своих внуков, на курсы основ православной культуры".

"Детишки становятся миссионерами", — подчеркнул отец Андрей.

Известный миссионер считает, "что и этот проект, преподавание основ религиозных культур в школе, который начался с 1 апреля этого года — это одна из форм преодоления бескультурья".

"Россия — единственная страна Европы, в которой теологические факультеты не входили и не входят в состав университетских комплексов. Их не было ни в XVIII веке, ни в XIX, ни, тем более, в XX и единичные примеры появляются только сегодня", — рассказал он.

Отец Андрей убежден, "что это не есть хорошо, потому что уровень религиозного бескультурья российской интеллигенции просто немыслим. Один пример — бегущая строчка, заметьте, в программе "Время": "Сегодня Русская православная церковь отмечает память святого благоверного князя Александра Невского — победителя в Куликовской битве". Или газета "Известия", национальная газета номер один пишет: "Патриарх прошел по университету с паникадилом". Для ясности поясняю, что паникадило — это люстра в храме. Но это мелочи, а есть гораздо более серьезные вещи. Страна, которая на полном серьезе зачитывалась "Кодом Да Винчи" и считала эту книгу источником каких-то знаний — это, конечно, поражает".

В то же время протодиакон Кураев подчеркнул, что курс преподавания основ православной культуры в средней школе, который он разрабатывает, "не ставит своей целью формирование христианского мировоззрения у детей". "Это курс скорее ознакомительный, он дает информацию о том, как смотрят на мир люди, считающие себя христианами. А согласится ребенок примкнуть к этим людям или нет — это его свободное решение. Учитель не должен его к этому призывать", — отметил он.

Читайте также: Вы руководитель? Учтите религиозный фактор

Люди сегодня стремятся заполнить пробелы в религиозном образовании по разным мотивам. Например, бизнесмен и начинающий писатель Максим Окулов поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский университет ради того, чтобы более аргументировано выступать на интернет-площадках. "Чем больше я участвовал в дискуссиях и в отстаивании своей веры на форуме, тем более ощущал недостаточность знаний в области богословия", — рассказал он "Правде.Ру". Как признался он, его знания представлялись ему "эдаким болотом, где есть твердые поляны, а есть топкие места, где можно увязнуть".

В Свято-Тихоновском университете Максим заочно проучился четыре года. "Сразу оговорюсь, что я человек ленивый и отдавал себе отчет в том, что не смогу заниматься сам — ну не смогу! Мне нужно, чтобы кто-то стоял надо мной, давал мне программу и — главное — требовал сдачи экзаменов", — признался он.

"Конечно в быту, в семейной жизни для меня очень важен тот багаж, которыйя получил в ПСТГУ. В плане воспитания детей, объяснения им основ нашей веры — это очень важно", — отметил Окулов.

Редакционный директор и издатель журнала "ХлебСоль" Анна Людковская поступила на курсы для мирян при Московской духовной академии "для саморазвития".

"Поскольку я человек верующий, для меня очень важно было понять, в чем смысл христианства. Кроме того, для меня важно было это вписать в общий образовательный контекст. Это такая система координат. Мне было интересно узнать, как христианство относится к науке, искусству, различным философским системам", — рассказала она "Правде.Ру"

Как отметила Анна Людковская, богословское образование — гуманитарное. "Люди, получающие богословское образование, изучают историю, русскую и западноевропейскую, изучают философию, историю раннего христианства. Изучают, как образовались разные конфессии: например, как возник протестантизм, чем он отличается от католичества. Изучаются другие религии, агиография — наука о святых, литургика — наука о богослужении. Это дает фундамент".

"Образованность подразумевает еще и то, что ты отличаешь суть ислама от сути христианства. Религиозная необразованность мешает восприятию искусства, например, понять библейские сюжеты картин в Эрмитаже. То же самое и с литературой. Если не знать о воскрешении Лазаря, то смысл, который вкладывал Достоевский в "Преступление и наказание", совершенно ускользает. Поэтому такое образование, в моем представлении, для человека обязательно. И от того, что в советское время такие знания не давались, а систему образования мы унаследовали от советского времени, то наши дети и я сама такой информации была лишена. Поэтому приходится добирать, в том числе и благодаря богословскому образованию", — убеждена она.

Еврейские бизнес-круги России избрали своим просветителем в области иудейского богословия известного израильского религиозного философа Пинхаса Полонского. Российский еврейский конгресс организовал его визиты в Россию, в ходе которых исследователь иудаизма прочитал для бизнесменов лекции и ответил на их вопросы. Конгресс проводит также встречи с раввином мемориальной синагоги на Поклонной горе Александром Фейгиным, на которые могут прийти не только бизнесмены, но и любой желающий.

Богословское образование — не редкость среди успешных евреев. Например, Ариэль Златкин, генеральный директор крупной общественной организации "Маханаим", которая занимается работой с выходцами из бывшего СССР, не только отслужил в спецназе, но и в свое время окончил ешиву, а после работал раввином в Уругвае, где выучил испанский язык.

Публичные лекции об исламе в столице можно услышать не только при Московской соборной мечети, где ежедневно дежурят имамы или преподаватели мактаба "Надежда" но и, например, в известном литературном кафе "Билингва".

Религиозно-философские кружки и дискуссии образца Серебряного века вновь входят в моду. Но, в отличие от эпохи Мережковского и Гиппиус, "новое религиозное сознание" не в почете. Не вздумайте начать с видом знатока рассуждать об эзотерике и биоэнергетике — прослывете безнадежно застрявшим в 90-х.

Популярна Византия — ее строгое святоотеческое богословие, история и даже бытописательство разных эпох. Мир империи привлекателен тем, что человек любой национальности и религиозных взглядов может попытаться представить себя в ней и свой вариант развития ее исторического пути.

При всех разговорах об "экуменизме" межрелигиозный диалог в России пока так и не обрел цивилизованные, но в то же время неформальные формы. Мы постоянно узнаем из новостей об официальных встречах лидеров традиционных конфессий, но не слышно, чтобы где-то, например, собрались рядовые православные с рядовыми мусульманами и без резких выражений сравнили свои представления о Боге. Или хотя бы православные и католики. Или даже православные фундаменталисты и православные, уважающие "Дневники Шмемана". Не говоря уже о любых верующих и атеистах.

Впрочем, все это — лишь повод задуматься о спасении души всерьез.

Читайте также в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить