Выборы в Дагестане: проблемы и поиск решения

Прошлогодние выборы мэра Дербента, итоги которых в конечном итоге были отменены в суде, пожалуй, стали одними из самых скандальных в истории избирательных кампаний современной России. В октябре 2010 года в единый день голосования в Дагестане пройдут уже более 1120 избирательных кампаний. О специфике избирательного процесса в Дагестане, а также о проблемах, которые могут возникнуть в ходе предстоящего голосования и о том, как их можно было бы избежать в эксклюзивном интервью "Правде.Ру" рассказал член Центризбиркома РФ Сиябшах Шапиев.

— Сиябшах Магомедович, будучи недавно в Махачкале, вы, в частности, заявили, что предстоящие 10 октября выборы с учетом ситуации в республике не будут легкими. Что вы имели в виду? Какую именно ситуацию?

— Впервые в современной истории республики в октябре 2010 года в единый день голосования пройдет такое огромное количество муниципальных избирательных кампаний — более 1120. Это обстоятельство накладывает огромный груз ответственности на всех участников избирательного процесса и в первую очередь на избирательные комиссии, организующие выборы. Решение задач, стоящих перед комиссиями по организации и проведению выборов, будет, несомненно, зависеть от обеспечения эффективного взаимодействия избирательных комиссий с государственными органами республики, органами местного самоуправления и другими участниками избирательного процесса.

— В чем заключается, на ваш взгляд, специфика выборов в Дагестане?

— Одной из актуальных проблем, возникающих в ходе подготовки и проведения выборов, в особенности муниципальных, является формирование участковых комиссий. Я хотел бы этот вопрос рассмотреть с точки зрения взаимодействия политических партий и их структурных подразделений, как непосредственных участников избирательного процесса, с избирательными комиссиями. Избирательное законодательство предусматривает, что при формировании комиссий в первую очередь должны быть учтены предложения по кандидатурам, представленных политическими партиями, которые были допущены к распределению депутатских мандатов в том или ином представительном органе власти соответствующего и более высокого уровня.

Фото: AP

Ни для кого не секрет, что в период муниципальных кампаний главы соответствующих муниципальных образований мобилизуют все возможности для обеспечения включения в состав УИК верных и надежных людей. А если позиции действующего главы слабые, претенденты на эту должность также готовы сделать все для получения стабильного и послушного состава УИК. При слаборазвитой, а на муниципальном уровне практически отсутствующей, за редким исключением, базе политических партий, некоторые региональные отделения политических партий, не задумываясь, дают предложения о выдвижении кандидатур в состав любой комиссии лиц далеких от такой политической партии, ее платформы и самое главное, от избирательного законодательства.

— Почему такая ситуация становится возможной?

— Указанные проблемы возникают, на мой взгляд, по той простой причине, что структурные подразделения политических партий не должным образом контактируют с избирательными комиссиями в межвыборный период. Я был неоднократным свидетелем того, что при проведении семинаров-совещаний, проводимых Избирательной комиссией Республики Дагестан, в том числе и выездных в муниципальных районах и городских округах, руководители структурных подразделений политических партий попросту игнорируют такие мероприятия, а в лучшем случае их представляют работники аппаратов. А ведь на таких совещаниях обсуждаются очень важные проблемы, связанные с проведением выборов, заслушиваются мнения политических партий по тем или иным возникающим вопросам.

На практике же, как это обычно бывает, с момента опубликования комиссиями информационных сообщений о начале приема предложений по кандидатурам в состав УИК структурные подразделения политических партий начинают судорожно искать претендентов в комиссии. Отсюда у нас и возникают проблемы с качественным составом участковых комиссий со всеми вытекающими последствиями. Есть хорошая пословица — "готовь сани летом". С учетом сказанного, предлагаю руководителям региональных отделений политических партий более тесно взаимодействовать с избирательными комиссиями, проявлять инициативу в проведении встреч и семинаров для обсуждения назревших проблем.

Более того, для решения вопросов, связанных с формированием комиссий, я бы предложил политическим партиям по аналогии с избирательными комиссиями формировать свой кадровый резерв кандидатов в члены комиссий, а также наблюдателей из числа членов и сторонников партии и проводить с этим контингентом учебу. ЦИК России, Избирком Дагестана, а также территориальные избирательные комиссии готовы сотрудничать с региональными структурами политических партий по данному вопросу — по повышению правовой культуры участников избирательного процесса.

— Но ведь это наверняка не единственная проблема?

Фото: AP

— Как член ЦИК России, курирующий, в том числе и Дагестан, хочу отметить, что еще одной особенностью, характерной для республики при проведении выборов всех уровней, являются списки избирателей. Действующая система, которая позволяет даже в день голосования до момента закрытия избирательного участка дополнительно включать в списки избирателей все новых и новых граждан, иногда даже с еще не успевшим обсохнуть штампом о регистрации в паспорте, умело используется недобросовестными претендентами на тот или иной мандат, особенно на местных выборах. Речь идет о злоупотреблении правом избирателей участвовать в выборах как со стороны глав муниципальных образований, так и со стороны избирателей.

В Дагестане большинство из 758 муниципальных образований распложено высоко в горах, где слаборазвитая инфраструктура, высокая безработица и в поисках лучшей доли многие наши сограждане переезжают в города или приморские районы республики, а также за ее пределы. Часть из них снимается с регистрационного учета, вроде бы на постоянной основе остаются в местах, где смогли трудоустроиться и живут там. Но люди не теряют связи с исторической родиной, у них остаются домовладения, навещают родителей, родственников. В последние годы эти обычаи и традиции ловко используют специалисты по избирательным технологиям.

Читайте также: Развитию Дагестана мешают экстремизм и терроризм

Накануне дня голосования и в день голосования, те или иные кандидаты на должность главы муниципального образования, инициируют и финансируют массовый возврат в село своих дальних и близких родственников, друзей, соседей, кунаков, регистрируют их в своих селах и получают, таким образом, гарантированные голоса. После выборов все спокойно возвращаются на свое постоянное место жительство и их абсолютно не интересуют проблемы местного населения. Это явление приобрело массовый характер и серьезно влияет на исход выборов муниципального уровня.

— Существует ли конкретные цифры?

— В разных жалобах фигурируют цифры от нескольких десятков до тысячи дополнительно включенных в списки избирателей граждан. На этой почве возникают конфликты, противостояния, массовые драки, погромы на избирательных участках и т. д. По этой причине, достаточно много избирательных компаний срывались, или в последующем признавались недействительными.

— Как можно избежать этой, скажем так, порочной практики? Реагируют ли местные избиркомы, ЦИК РФ или местные власти на поступившую от вас информацию?

— Проконтролировать эти процессы невозможно, поскольку штамп о регистрации гражданина по тому или иному адресу в сельской местности проставляют главы поселений или их заместители, а почти все действующие главы на очередных выборах хотят еще раз быть избранными, благо, ограничений по срокам пребывания на указанной должности законодательством не предусмотрено. Еще более усугубляется данная проблема в связи с разрешением регистрироваться по иному месту жительства без предварительного снятия с учета с предыдущего.

Мне представляется, что для разрешения данной проблемы есть два пути. Первый путь заключается в том, чтобы в законодательном порядке предусмотреть ограничения для избирателей, злоупотребляющих правом. Так, например, для политических партий предусмотрена возможность участия в выборах, если они зарегистрированы как политические партии за год до назначения выборов. А для избирателей можно было бы предусмотреть шесть месяцев срока регистрации, после которого можно было бы решать вопрос о включении их в списки избирателей. Второй путь заключается в том, что с 1 января 2011 года вопросами регистрации будут заниматься службы ФМС, в работе которых, я надеюсь, будут исключены злоупотребления правом избирателей.

Анализируя сложную систему регистрации избирателей, нельзя не обратить внимание на то, что ее функционирование предполагает согласованное взаимодействие избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти процессы необходимо отслеживать и контролировать. Органам прокуратуры необходимо усилить надзор в этом направлении и при выявлении подобных фактов принимать соответствующие меры реагирования в отношении должностных лиц, допускающих такие злоупотребления. Одним избирательным комиссиям без взаимодействия и помощи со стороны всех заинтересованных ведомств решение указанной проблемы является весьма и весьма затруднительной.

Самое интересное в рубрике "Политика"

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить