Разрушительная сила "кухонной" психотерапии

Когда мы ломаем руку или ногу, то отправляемся к хирургу-травматологу накладывать гипс, а не просим приятеля замотать чем-нибудь повреждённую конечность в надежде, что она сама как-нибудь срастётся. Зато когда у нас ломается одна из несущих конструкций собственной жизни, мы как раз бежим к друзьям-подругам в поисках сочувствия.

Наплакавшись в подставленную жилетку и выслушав кучу мудрых советов, мы возвращаемся в собственную жизнь, пытаясь как-то её исправить, починить. Но результаты наших усилий редко оправдывают наши ожидания.

Коллега занял место, на которое вы сами претендовали. Сын встречается с девушкой, которая вам категорически не нравится. Поведение супруга наводит на самые страшные подозрения. Нам больно, нам страшно, нам обидно. И очень хочется, чтобы кто-нибудь выслушал. А заодно и подсказал выход из ситуации.

По части выслушивания нашим друзьям просто цены нет. Мало кто из нас наделен способностью переживать горести самостоятельно, не посвящая в этот процесс близких. Для большинства потребность облегчить душу — одна из насущнейших. Это нормально, человек ведь животное общественное и кухонные посиделки с разговорами за жизнь, равно как и задушевные телефонные беседы до утра, неотменимы, как восход солнца. Но с восходом начинается новый день и значит, от разговоров надо переходить к практическим действиям. Надо что-то делать. Использовать хотя бы часть полученных за ночь мудрых советов. И вот тут-то…

Читайте также: Наука разложила любовь по полочкам

Ирка давно жаловалась, что её ненаглядного Славика окрутила какая-то лахудра. Мальчик в аспирантуре учится, ему диссертацию защищать, а тут эта актрисуля: ноги от ушей, декольте до талии, в сериалах она видите ли снимается. И хоть бы в главных ролях, так нет же — в эпизодах! Ситуация — классическая. Правильных мальчиков почему-то тянет именно к "неправильным" девочкам. Но в один непрекрасный день перманентные жалобы превратились в истерику, перемежающуюся приступами праведного гнева: Славик собрал вещички, уложил в сумку ноутбук и … ушел с Юлей. На съёмную квартиру.

Фото: AP

Блестящее научное будущее сына, о котором Ира начала мечтать ещё когда её талантливый отпрыск учился в пятом классе, рушилось (в чём она абсолютно была убеждена) на её собственных глазах. Я честно её утешала (человека, у которого разбилась мечта, всегда немного жаль), но при этом пыталась объяснить, что это — его выбор. А вдруг эта Юля как раз и окружит молодого гения любовью и заботой? И с удовольствием будет варить для него его любимый грибной супчик, и ночами, после съёмок, будет помогать ему искать в интернете нужную информацию. И будут они жить долго и счастливо! Но Ира в возможность такого рая земного верить категорически отказывалась.

— Хорошо, — соглашалась я, — допустим права окажешься ты и он через три месяца от неё сбежит. Но ведь и это будет его выбор, им принятое решение, новый опыт. И ничего страшного даже в этом случае с твоим мальчиком не произойдёт, хотя пострадать ему конечно придётся. И главное — предоставив ему свободу, ты сохранишь его уважение и доверие.

В результате мы только поссорились. Ирка решила что я — предательница, раз приняла не её сторону. Так часто бывает, когда наши друзья советуют нам нечто такое, что противоречит тем принципам, которыми мы привыкли руководствоваться в жизни. Хотя на самом деле они просто трезвее и объективнее оценивают ситуацию.

Ну, а если верный друг разделяет нашу точку зрения, то получается ещё хуже: вместо того, чтобы как-то попытаться изменить своё поведение, переоценить отношения, сложившиеся с близким человеком, мы получаем подтверждение своей "правоты" и с удвоенной энергией продолжаем разрушать то, что ещё можно было бы восстановить.

К сожалению, дружеская помощь очень часто оказывается медвежьей услугой. По той простой причине, что наши друзья, как и мы сами, просто не обладаем… специальными знаниями. О житейских неурядицах мы судим, как правило, с позиций житейской же логики, забывая о том, что как раз, следуя ей, мы, собственно и попали в эту самую неурядицу. Жалея самих себя, мы оправдываем своё поведением, виним в случившемся окружающих и ещё больше запутываем и без того непростые отношения. Фактически мы пытаемся унять зубную боль таблеткой анальгина, вместо того, чтобы идти на приём к стоматологу. Хотя в душе прекрасно знаем, что без бормашины всё равно не обойтись. Но мы не хотим, чтобы нам было больно: даже анестезия не избавляет от неприятных ощущений.

Читайте также: Женщине легче расстаться с бойфрендом, чем с подругой

С психологическими проблемами дело обстоит точно так же. Потому и прибегать к помощи профессионалов решаются немногие. Ну, как же так: придётся выворачивать душу наизнанку перед совершенно посторонним человеком. А как же быть с вековым принципом — "сора из избы не выносить"? Если его по углам размести, то некоторое время можно будет думать, что сора никакого и нет! Только вот что делать, когда изба сором по самую крышу зарастёт?

Фото: AP

Но, даже обратившись к специалисту, мы не всегда получаем тот результат, на который рассчитывали. Увы, но далеко не все практикующие психологи являются настоящими профи. Специальность модная, считающаяся прибыльной, вот и перекрашиваются в психотерапевтов, психоаналитиков, нейролингвистов люди, не имеющие ни должного образования, ни соответствующего опыта, ни способностей (психолог, лишённый чуткости к страданию, так же невозможен, как лишённый слуха музыкант). Благо липовые дипломы и сертификаты сейчас не проблема. И обладателей таких с позволения сказать документов среди психотерапевтов едва ли не больше, чем среди пластических хирургов и врачей-косметологов.

А зачем напрягаться, чему-то учиться? Популярной литературы — хоть пруд пруди. Почитал, терминов нахватался. Кабинетик обставил. Портрет дедушки Фрейда на стену повесил. И если язык хорошо подвешен, сиди себе, вещай прописные истины, поддакивай утешительно да барыши подсчитывай. Непыльная работёнка! А если клиент с проблемой так и не справился, всегда можно отговориться, что он не все твои советы правильно воспринял.

Впрочем, неправильное восприятие рекомендаций клиентом — неизбежное зло даже для профессионалов эскстра-класса.У профессионала человек ищет в первую очередь сочувствия, как и у друга: я всё делал правильно, это они меня обидели, не поняли, не оценили, оскорбили, обманули и т. д. Не хочется нам признавать, что причина всех бед — мы сами в первую очередь. И мы ответственны за то, что происходит с нами и теми, кто для нас важен. Это разрушает нашу самооценку, наше относительно оптимистичное восприятие самих себя. Принять тот факт, что я вовсе не такой хороший, каким сам себе кажусь — очень сложно. А для кого-то и вовсе невозможно. Так что вся терапия нередко на первом же сеансе заканчивается.

А если всё же продолжается, то становится для человека суровым испытанием. И длительным. Ни к тому, ни к другому мы, как правило, не готовы. Чтобы изменить ситуацию надо изменить себя. А ломать себя больно. Очень больно. Нужно пересматривать привычные установки, ценности, взгляды на мир, перекраивать укоренившиеся чуть не в подкорке сценарии поведения. Быстро такие вещи не делаются. Длительный эмоциональный стресс ещё нужно иметь мужество выдержать. А мы, увы, хотим мгновенных результатов, сказочных преображений. Чтобы глотнул микстуру — и тут же поздоровел, выпил таблетку — и похудел. Брызнул дезодорантом — и все красавицы у твоих ног в штабеля сложились. Так бывает. В рекламе. Но не в жизни.
…Ирка мне уже второй месяц не звонит. А Славик так со своей Юлей и живёт.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Виктория Пешкова
Виктория Пешкова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить