Общество нищих

Российскую внесистемную оппозицию опять терзают смутные сомнения. То ли создавать либеральную политическую партию, то ли давить на власть широким общественно-политическим фронтом, то ли вообще отказаться от идеи объединения при отсутствии чёткой и понятной программы действий? Дружить или не дружить, а если дружить, то с кем и против кого? Чем можно жертвовать и какова степень компромисса? Собираться ли в пятизвёздочных отелях или проводить собрания на лоне природы? Именно такие вопросы сейчас задают "несогласные", самокритично говоря о себе, как об "обществе нищих".

Вообще-то вопрос о политических попутчиках российские либералы обсуждали ещё несколько лет назад, учреждая "Другую Россию". Тогда многим казался совершенно чудовищным сам факт нахождения в одном зале с Лимоновым и Анпиловым. И пикет, устроенный Валерией Новодворской у отеля "Ренессанс", где проходила конференция "Другой России", ясно показывал, что далеко не все готовы выступать против Путина и действующей власти под одними знамёнами с национал-большевиками и неосталинистами. "Демократы помогают им встать на ноги и получить общественное признание. Мы сами своими руками закладываем фундамент новой тюрьмы, в которой нам и нашим детям предстоит сидеть, а им - быть нашими надзирателями", - писал Александр Подрабинек о союзе либералов с "крокодилами-лимоновцами".

Скорый и предсказуемый развал "Другой России" вновь развёл правых и левых по разные стороны ринга. Поклонники "оранжевых" настроений взялись за построение либеральной коалиции, позже получившей название "Солидарность", отведя своим прокоммунистическим союзникам место возле па... в "Национальной ассамблее" - псевдоорганизации с непонятными целями и задачами. Чтобы участники "НА" сильно не обижались, к ним на совещания с визитами вежливости периодически заглядывал Гарри Каспаров. Что, конечно, никакой практической ценности не имело, но поддержанию боевого духа всё же способствовало.

Также читайте: "Пляски вокруг политзаключенных""

Фото: AP

Вскоре "Национальная ассамблея" скончалась естественной смертью и тема левых и националистических настроений прочно поселилась уже в "Солидарности". Спор о целесообразности "канализации" гомосексуалистов постепенно перерос в острую идеологическую дискуссию двух групп - "чистых" демократов и условно называемых национал-либералов. Завершилось всё также предсказуемо - из "Солидарности" выделилась группа под названием "Демократический выбор", которая, скорее всего, и станет базисом для строительства новой структуры. Какой она будет (если состоится вообще), пока не ясно. Но совершенно точно, что процесс её становления будет во многом определять дальнейшую тактику и стратегию сотрудничества либералов с левыми и националистическими организациями.

Новые точки соприкосновения между этими двумя антагонистическими группами наметились вокруг митингов по 31 числам на Триумфальной площади в Москве. Придуманная Эдуардом Лимоновым "Стратегия-31" совершенно неожиданно вовлекла в свою орбиту сначала главу Московской Хельсинкской группы Людмилу Алексееву, а затем и остальных лидеров либерального сообщества, обеспечив таким образом столь необходимую Лимонову массовку и, что более важно, ту самую эстетическую легализацию. В том плане, что за свободу собраний на Триумфальной выступают не какие-то там люмпены, возглавляемые охочим до невинных девушек (и не только девушек) престарелым писателем, но и такие уважаемые люди, как Людмила Алексеева, Лев Пономарёв, Борис Немцов и т.д.

Кто из них в большей степени заинтересован в сотрудничестве, сказать трудно, поскольку инициатива эта встречная. "Я убежден, что наша общая задача - это фундаментальное изменение политической системы страны. Чтобы это произошло, необходимо отстранить от власти Владимира Путина и его ближайшее окружение. Для решения этой задачи нужна не партия, а широкое общественное движение - раз, системное взаимодействие с представителями других спектров оппозиции - два. [...] Вот когда соберется на Триумфальной площади 100 тысяч наших сторонников - пусть попробуют в Кремле не регистрировать наших кандидатов на выборах. Это уже будет разговор с позиции силы", - излагает член Бюро политсовета "Солидарности" Илья Яшин своё видение будущей коалиции.

Также по теме: "За что боролась "Солидарность"?"

Но у этой точки зрения находятся противники. Причём все те же самые.

"Беда оппозиционных политиков в том, что они полагают необходимым договариваться, прежде всего, друг с другом, а не с обществом, - пишет Александр Подрабинек. - Они готовы иметь разной степени близость с красными, с коричневыми, с властью. Они все хорошо понимают друг друга, с полуслова, с полувзгляда. Они настолько сосредоточены на себе и друг друге, что забывают о существовании общества. А если и вспоминают, то с недоумением: отчего оно такое инертное? Или по-хозяйски: надо объяснить людям то-то и то-то. Надо их объединить нашей замечательной идеей. Надо привести на площадь десятки, а еще лучше сотни тысяч. И тогда мы победим. Ах, сладкая мечта! Сотни тысяч не придут под знамена Лимонова и Удальцова, которые еще хуже Путина и Медведева. Придут те, кому протест дороже идеи; кто не может сидеть дома, когда другие выходят на площадь; в ком клокочет жажда перемен. А сотни тысяч обычных ценящих свободу людей если и придут, то только тогда, когда на площади не будет ни Лимонова, ни Удальцова. Когда будет ясно, что впереди свобода, а не новое красно-коричневое порабощение".

Фото: AP

Скандально известный публицист убеждён не только в том, что "красная идеология несовместима с либерализмом", но и в том, что вредна сама по себе идея условных "маршей несогласных". По его мнению, "попытки совместить либерализм и стадность были бы вполне забавны, если бы для подобных экспериментов у страны имелись свободное время и ресурсы", "идея о том, что сила в единстве - абсолютно тоталитарная", а "массовость и единство - основа милитаристского сознания".

"Сегодня в нашей стране популярна мысль о том, что демократы не сумели победить, потому что не смогли объединиться друг с другом. Никаких доказательств тому нет. Просто есть такое ощущение. У десяти нищих тоже может быть ощущение, что если они объединят свои дырявые кошельки, то все вместе станут одним шикарным миллионером. Но это только ощущение. Десять нищих, объединившихся в коллектив, останутся коллективом нищих", - вбивает Подрабинек толстенный гвоздь в крышку гроба предстоящего 31 июля очередного сборища на Триумфальной в частности и потенциальной оппозиционной коалиции в целом.

Также по теме: "Каспаров рассказал о новой тактике своей борьбы"

Разумеется, что такая постановка вопроса вызвала бурную реакцию в либеральном сообществе, которое теперь обеспечено темой для обсуждения как минимум на ближайшие пару месяцев. А ведь кроме этого есть ещё ряд не менее актуальных вопросов. Например, где оппозиционерам проводить свои собрания: то ли в фешенебельных отелях, дабы подчеркнуть свою респектабельность, то ли быть поближе к народу в сельских ДК.

Или же как преодолеть "тотальную блокаду" со стороны почему-то "крупнейших российских почтовых доменов" сайта по сбору подписей за отставку премьер-министра? Последнее, кстати, по утверждению Каспарова, должно стать "одним из важных направлений" деятельности ОГФ на предвыборный период 2011-2012 годов. Одним словом, работы - непочатый край. Самое главное при этом, избегать компромиссов, неизбежно приводящих к образованию очередного "коллектива нищих".

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить