Жестокая индустрия "красоты"

О женской красоте сложено множество поговорок и песен, и все они, как отмечают психологи, отражают мужское восприятие этого явления. Это не дискриминация, а суровая правда жизни, ведь сами представительницы прекрасного пола помышляют о красоте исключительно в контексте недостижимого идеала.

На вопрос о том, почему мужчины посмеиваются при виде фотографий манекенщиков с рельефными мышцами, а женщины раздраженно разглядывают снимки суперстройных моделей, в своей новой книге под названием "Мифическая красота" ответила специалист по женской психологии Наоми Уолф.

По ее словам, сильный пол в эстетических вопросах не способен понять слабый, как бы ни пытался. Когда женщину внезапно настигает приступ жуткой неуверенности или, не дай бог, отвращения к себе, ее невозможно успокоить уверениями в том, что она "очень привлекательная", и тем более чем-то вроде "для меня ты самая красивая на свете". Если мужчина будет приводить подобные аргументы, то на него тут же навесят ярлык равнодушного лжеца, не способного постичь тонкости дамской души. А если признает факт наличия каких-то изъянов во внешности подруги, то дело — под горячую руку — может кончиться разрывом.

Но на этом, пишет Наоми Уолф, извилистый путь извращенной женской мысли не заканчивается. В том случае, если скандалистка удовлетворяется мужским признанием ее красоты, тут же возникает новый вопрос: "Так ты меня любишь только за мою внешность?!" Ответ "нет" неизбежно вернет разговор к предыдущему пункту, то есть к ругани по поводу всяческих недостатков лица и фигуры. А попытка вообще увильнуть от ответа — к подозрениям а-ля "мы вместе только потому, что тебе нравится моя грудь, просто ты слишком труслив, чтобы сказать это вслух".

Читайте также: Женщины обид не забывают

У каждой женщины периодически происходят микросрывы, в ходе которых ее сознанием овладевают разного рода комплексы. Столкнувшись с ними лицом к лицу, ни один мужчина не способен достойно выйти из положения, потому что такого выхода нет. Ведь проблема, как справедливо отмечает автор "Мифической красоты", существует только в женской голове. "Разное самовосприятие и разное отношение к внешности до сих пор остается своего рода белым пятном на карте отношений между представителями разных полов, — пишет Наоми Уолф. — Ученые давно начали исследовать эту необитаемую территорию, но вряд ли даже самые подробные трактаты помогут влюбленным найти в конечном итоге общий язык".

Фото: AP

Психолог отмечает, что различия в отношении мужчин и женщин к собственному телу сформированы генетически. Выполняя роль охотников и защитников, представители сильного пола должны обладать определенным набором мускулов и уметь быстро и эффективно им пользоваться, прилагая к этому некую долю смекалки и решимости. Простое и утилитарное отношение к себе заложено в мужском мозгу, поэтому он в принципе не способен понять женские метания на тему "я така-а-ая уродина". "Ну что ты, дорогая, ты не уродина", — скажет в ответ любой нормальный мужчина, не подозревая о том, какая ссора ждет его после такой реплики.

Ранее мы писали: Излишняя скромность вредна для имиджа

Беда в том, считает Наоми Уолф, что дамские "заскоки" и комплексы по поводу собственной внешности активно эксплуатируются коммерсантами, создавшими на этой психологической базе целую индустрию так называемой красоты. Конечно, существует аналогичная индустрия и для мужчин, но она еще и на четверть так не развита, как женская. Наращивание волос, модные стрижки и прически, косметика и разные виды макияжа, омолаживающие кремы и пластические операции, ботокс и силикон, акриловые и гелевые ногти, всевозможные виды эпиляции, гигантские каблуки, дорогущая парфюмерия, одежда, аксессуары, диеты, загар — перечислять можно до бесконечности, и каждый пункт ежедневно так или иначе витает в мыслях большинства современных женщин.

Более двух десятков лет назад общественный деятель Уоррен Фаррелл обратил внимание на несоответствие между текстами статей и рекламными объявлениями в дамских журналах: "Слова учат быть суперженщиной, сильной и независимой, а картинки превозносят красоту и унижают повседневность". С каждым годом этот контраст становится все более резким, а читательницы "глянца", соответственно, все больше путаются в ценностных ориентирах.

Читайте по теме: Развратные куклы выходят "на панель"

"Цель, которую подобные издания ставят перед мужчинами, находится в пределах досягаемости: заботься о своем здоровье и ты сможешь преуспеть во всем остальном, включая карьеру. Женский рецепт куда сложнее и запутаннее, к тому же он по сути несбыточен, — считает Наоми Уолф. — Нам предписывают быть красивыми, но идеал рисуют такой, какого достичь невозможно. Ведь тогда миллионы фирм, паразитирующих на женских комплексах, перестанут богатеть".

Современное понятие женской красоты неразделимо с понятием "худоба", тогда как еще два десятка лет назад чаще употреблялось слово "стройность", предполагающее не столько определенное соотношение роста и веса, сколько пропорции фигуры. "Сейчас все знают, что быть красивой означает быть худой, иначе никак. И с каждым годом требуется быть все худее и худее", — иронизирует психолог.

Известный писатель Джон Апдайк как-то назвал женское тело главным эстетическим объектом в нашем мире. Несколько тысячелетий истории искусства создали обширную базу изображений представительниц прекрасного пола, которая сейчас дискредитирована "отфотошопленными" снимками супермоделей, ведь их люди видят гораздо чаще и в куда большем количестве.

Фото: AP

В 1960 году среднестатистическая манекенщица весила на 10 процентов меньше, чем среднестатистическая женщина, не имеющая отношения к дефиле и подиумам. Теперь эта разница достигла 25 процентов, а скоро, по предсказаниям экспертов, вырастет до 30 процентов. Но при этом идеальная фигура предполагает наличие сколько-нибудь выпуклого бюста и округлых бедер. "Как можно, истощая себя диетами, сохранить пышные формы? Это же бред, но бред, возведенный в ранг культа", — пишет автор "Мифической красоты".

Ранее мы писали: "Идеальный муж" превратил жену в мегеру

По данным американских психологов, еженедельно каждый из нас так или иначе сталкивается с несколькими тысячами обработанных фотографий, на которых изображены люди с идеальной внешностью. Отчасти поэтому все больше женщин решаются на пластические операции, хотя еще относительно недавно подобного рода вмешательства считались прерогативой (и тяжкой повинностью) соответствующих профессий.

"Чем больше женщин ложится под нож, тем сильнее им завидуют остальные, неспособные самостоятельно достичь такого же эстетического эффекта. Начинается цепная реакция, остановить которую уже невозможно, — констатирует Наоми Уолф. — В 2007 году почти 20 миллиардов долларов было потрачено в мире на косметическую хирургию. Естественно, большинство из тех, кто раскошелился, составили женщины".

По словам исследовательницы, воротилы "красивого" бизнеса даже не подозревают о том, насколько пагубно они влияют на женское сознание, которое само по себе изначально настроено на самокритику. То, что природа задумала как стимул конкуренции между прекрасным полом, то есть в конечном счете эволюционный механизм, вырождается в неспособность к адекватной самооценке и глубокие, граничащие с патологией, комплексы.

Читайте также: "Вирус" анорексии поражает через Интернет

Американский психолог Дэвид Басс списывает разницу между мужским и женским самовосприятием на предпосылки, сложившиеся еще в Каменном веке. Сильный пол доказывал свою состоятельность поступками, среди которых первое место занимала успешная охота на мамонтов и прочих доисторических животных. А от слабого пола требовалось демонстрировать способность к воспроизводству. И этим словом "демонстрировать", по мнению ученого, предопределены все последующие тысячелетия женских мучений.

Автор книги "Мифическая красота" Наоми Уолф отмечает, что этот доисторический принцип жив и по сей день. "Посмотрите на дикторов телевидения: в большинстве случаев это привлекательная девушка и мужчина с сединой в волосах. Какой получается посыл к аудитории? Мужчинам расслабиться, женщинам запаниковать, — пишет она. — Да что там, вспомните фильмы о Гарри Поттере. Мальчишки могут выглядеть совершенными уродцами, а девочка должна быть похожей на модель, иначе на нее никто не клюнет. Этим определяется не только отношение мужчин к женщинам, но и женщин к самим себе. Жестоко, не так ли?"

Читайте самое интересное в рубрике ЖИЗНЬ

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Темы диета
Обсудить