Куда развернет Словакию "фронт правых"

В середине июня Словакия выбирала новый парламент. Итоги голосования могут кардинально изменить и внутреннюю, и внешнюю политику страны, которая в последние годы считалась едва ли не самой пророссийской на европейском континенте.

Убедительную победу одержала партия "Направление — социал-демократия" во главе с нынешним премьер-министром страны Робертом Фицо. Она получила почти 35 процентов голосов и 62 (из 150) места в Национальном совете (парламенте). Мало какая правящая партия Европы может во время кризиса похвастаться столь высоким результатом. Но победа эта оказалась "пирровой".

Всё потому, что очень плохо выступили партнёры социал-демократов по правящей коалиции. Так, Словацкая национальная партия набрала 5,1 процента и получила всего девять мест. А левоцентристское "Движение за демократическую Словакию" и вовсе не преодолело пятипроцентный барьер. Как итог — у партий правящей коалиции всего 71 место.

В свою очередь, оппозиционеры (суммарно) получили 79 мест. "Словацкий демократический и христианский союз" — 15,4 процента, центристская "Свобода и справедливость" — 12,1. Христианско-демократическое движение и представляющая интересы преимущественно венгерского населения партия "МОСТ" получили более восьми процентов голосов каждая.

Читайте: Словакия с историей не воюет

Президент Словакии Иван Гашпарович по традиции предоставил право формировать правительство победителю выборов. Однако ни с кем премьер Фицо договориться не сумел.

15 июня оппозиция договорилась о формировании новой четырёхпартийной правящей коалиции. Которую должна возглавить лидер Словацкого демократического и христианского союза Ивета Радичова. Она же окажется и новым главой кабинета.

Воспрепятствовать такому повороту событий не в силах ни президент Гашпарович, ни премьер Фицо. Так что теперь в ближайшие четыре года за внутреннюю и внешнюю политику страны, похоже, будет отвечать новое правоцентристское правительство. (Словакия — парламентская республика, где основная роль принадлежит не президенту, а премьер-министру).

В последние годы эта страна была едва ли не самой пророссийской в Европе. Придя к власти в 2006 году, премьер-министр Фицо объявил развитие отношений с нашим государством одним из своих главных приоритетов. Он несколько раз приезжал с визитами в Россию, где было заключено множество контрактов. Например, на участие наших специалистов в модернизации словацких АЭС "Ясловске Богунице" и "Моховце".

Фото: AP

Голос Словакии в поддержку российских действий и инициатив был слышен постоянно. Так, в 2007 году эта страна, в отличие от соседних Польши и Чехии, категорически отказалась размещать на своей территории элементы американской системы ПРО. Фицо принял решение о выводе словацкого контингента из Ирака, вторжение в который Россия всегда называла грубейшимнарушением международного права.

В 2008 году Словакия, как и РФ, отказалась признавать независимость Косово. А когда во время и после войны в Южной Осетии большинство европейских стран выступили с осуждением России, Фицо оказался первым европейским политиком, заявившим, что войну развязала Грузия.

Зимой 2008-2009 гг. Словакия серьёзно пострадала в результате известного "газового кризиса", перестав получать российское топливо через украинскую территорию. Фицо нанёс визиты в Москву и Киев, после чего сделал вывод, что его соотечественники мёрзли по вине руководства Украины. Этим он снова выделился среди европейских коллег, которые предпочитали осуждать РФ.

Теперь же всё может измениться. В программах большинства партий новой правящей коалиции (кроме Христианско-демократического движения) ни слова не говорится об отношениях с РФ. Зато всячески подчёркивается необходимость соблюдать свои обязательства, вытекающие из членства в Евросоюзе и НАТО. Например, оставить словацкий контингент в Афганистане. А отношениям с США во внешнеполитических программах правоцентристских партий посвящены целые абзацы.

В своё время большинство этих организаций уже входили в правящие коалиции. Например, в 1998–2006 гг., когда правительство возглавлял соратник будущего премьера Радичовой по "Словацкому демократическому и христианскому союзу" Микулаш Дзуринда.

В годы его правления Словакия вступила в ЕС и НАТО. Поддержала (вопреки мнению большинства населения) бомбардировки Югославии 1999 года. Приняла участие во вторжении в Ирак в 2003-м. Да и в целом словацкая внешняя политика полностью ориентировалась на США. Отношения с Россией для правительства Дзуринды пребывали на втором плане. Никакой поддержки российским инициативам Братислава в годы его правления не оказывала.

Выборы в Словакии подтвердили обозначившийся в Центральной Европе крен в сторону правых партий. Так, на недавних парламентских выборах в Венгрии и Чехии победу также праздновали правоцентристские силы, полностью ориентированные на Запад и относящиеся к России, мягко говоря, критически. В Польше правоцентристские силы находятся у власти уже пять лет, и уходить пока не собираются.

Кстати, все четыре страны образуют особое объединение — "Вышеградскую группу", в рамках которой они стараются координировать свою внешнюю политику. И развитие сотрудничества внутри группы считают своим приоритетом все партии, образующие новую словацкую правящую коалицию.

Сама по себе будущий премьер Радичова никаких антироссийских заявлений не делала. Но с учётом того, какую политику проводил её соратник по партии Дзуринда и кто составит ей кампанию в рамках "Вышеградской группы", о сохранении словацкого "пророссийского голоса" в центре Европе говорить в ближайшие четыре года вряд ли придётся…

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить