Общественный совет при ГУВД дал оценку "Стратегии-31"

Во вторник члены президиума Общественного совета при ГУВД собрались на очередное заседание с целью обсудить действия милиционеров в отношении участников несанкционированного митинга 31 мая на Триумфальной площади. Предполагалось, что сочувствующие оппозиционерам члены совета публично пристыдят московских милиционеров, применявших к "несогласным" меры "грубые" и "неадекватные", а если повезёт, то ещё и потребовать отставки чиновника, который принимал решение "о таком жестком разгоне людей". Однако поводов для веселья у "несогласных" оказалось немного.

Тему предстоящего заседания обозначил член совета, главный редактор "Газеты.ру" Михаил Михайлин, предложивший собрать срочное совещание в связи с избиением на акции "несогласных" корреспондента его издания Александра Артемьева. Недавно возглавившая совет главред РИА Новости Светлана Миронюк идею коллеги поддержала, пообещав "взять ситуацию под общественный контроль". Учитывая резонанс, который вызвал как сам несостоявшийся митинг, так и повреждённая при пока невыясненных обстоятельствах рука сотрудника СМИ, итоги заседания обещали быть интересными, в первую очередь для несистемной оппозиции.

"Президиум Общественного совета считает крайне важным сохранить ситуацию в правовом русле, обеспечить полное и объективное изучение всех обстоятельств инцидента с Артемьевым на очередном заседании Общественного совета - с учетом результатов проверки, проводимой Следственным комитетом при прокуратуре Москвы, и принимая во внимание то обстоятельство, что Артемьев присутствовал на массовом мероприятии не как журналист, а как частное лицо", - говорится в итоговом заявлении Общественного совета.

Последнее обстоятельство, кстати, смущало очень многих представителей СМИ. Например, главного редактора радиостанции "Эха Москвы" Алексея Венедиктова, считающего, что у журналиста есть более эффективные меры воздействия на аудиторию (и на власть в том числе), чем участие в политических акциях. Эта точка зрения отражена и в резолюции совета: "Президиум Совета подчеркивает недопустимость использования карточки журналиста в том случае, когда представитель СМИ на массовом мероприятии не выполняет редакционное задание, а присутствует в качестве частного лица, участника массового мероприятия".

Читайте также: Алексееву не задержали, "и это нормально"

Фото: AP

Президиум также заявил о недопустимости любых противоправных действий, направленных как против организаторов и участников массовых акций, так и против работников милиции, обеспечивающих соблюдение правопорядка в ходе этих акций. Таким образом, не снимая ответственности с сотрудников милиции, фактически вина за возникающие столкновения между правоохранителями и участниками несанкционированных акций была возложена именно на последних. В случае с Триумфальной, зачинщиками столкновения были непосредственно "несогласные", отказавшиеся подчиняться требованиям сотрудников милиции и спровоцировавшим таким образом столкновения.

Единственная претензия к правоохранителям в данном случае может быть лишь в обоснованности "соразмерного применения силы при пресечении противоправных действий граждан на массовых мероприятиях", хотя определить эту "соразмерность" вряд ли смогут и сами правозащитники.

Комментируя итоги заседания, Алексей Венедиктов назвал происходящее на Триумфальной площади по 31-м числам "массовыми беспорядками". "Я совершенно не хочу, чтобы раз в два месяца массовые беспорядки, а затем неоправданная жестокость милиции происходили в моём городе", - заявил он в эфире "Эха Москвы", предложив в качестве компромисса ввести годичный мораторий на проведение политических акций на Триумфальной.

По поводу моратория мнения разнятся, но в целом с такой оценкой действий "несогласных" большинство экспертов солидарны.

"Наша оппозиция кричит, что власть вытесняет ее с площадей и т.д. Хотя понятно, что это как прикормленное местечко. Там уже все - журналисты, наблюдатели... Там как шоу. Уже все привыкли к этому. Поэтому (оппозиционеры) в другое место не хотят идти, потому что в другом месте будет трудней собрать эту публику", - сказал "Правде.Ру" генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его словам, "это повод для оппозиции посмотреть в зеркало и подумать, так ли уж она адекватна в оценке своих соратников".

"По-моему такое очень здравое предложение, которое наверняка имеет в основе соблюсти баланс интересов", - считает заведующий кафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ Леонид Поляков. По его словам, у граждан есть неотъемлемое право митинговать, проводить шествия мирно, без оружия и уведомляя при этом власти. Так что если "если исключить Триумфальную как заколдованное, проклятое место, то, я думаю, таких сцен быть не должно". Если же представители "несогласной" оппозиции будут по-прежнему настаивать на своём, то "значит это будет показатель только одного: для тех, кто устраивает эти акции "31" принципиально не провести митинг, а получить скандал. Это будет такой - и в этом смысле я Алексея (Венедиктова) поддерживаю - тест на реальную цель тех, кто выходит митинговать", поясняет политолог.

Фото: AP

Ну что же, хотя разговор о методике проведения митингов "несогласной" оппозиции ещё не закончен, позиция Общественного совета в целом ясна: говоря о гражданских правах и свободах не стоит переступать границы этих самых свобод. И в этой связи было бы любопытно услышать комментарии ещё одного добровольного адвоката "несогласных" - Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина.

Читайте также: Омбудсмен "от лукавого"

Омбудсмен лично присутствовал на Триумфальной и вряд ли мог не заметить того, как участники несанкционированной акции использовали представляющие опасность для окружающих пиротехнические средства, прорывали милицейское оцепление, скандировали политические лозунги и т.п.

Одним словом, говоря казённым языком, нарушали общественный порядок и оказывали сопротивление сотрудникам милиции. Тем не менее, Владимир Лукин назвал действия милиции были "грубыми, неадекватными", потребовал расследовать их и найти виновных, а до тех пор пригрозил, по сути, прервать свое общение с руководством МВД.

В этой связи ещё 4 июня редакция "Правды.Ру" официально обратилась к Владимиру Лукину с просьбой обосновать свою точку зрения и уточнить ряд сделанных высказываний. Факт получения письма был подтвержден сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в пятницу, однако до сих пор никакого ответа мы не получили.

Вот эти вопросы:

"1. Как Вы считаете, почему организаторы акции в рамках "Стратегии-31" отказались от предложения провести свое мероприятие в тот же день, но в одном из других, предложенных городскими властями мест?

2. Допустимо ли использовать на мероприятиях в центре города "в час пик" пиротехнические средства без специального согласования с властями и соответствующими службами?  Знакомы ли вы с видеоматериалами ГУВД, отражающими проведение акции в Москве 31 мая с.г.?

3. Были ли нарушены права граждан, не имевших отношения к акциям, в результате осуществления мер по обеспечению порядка? Было ли задержание прохожих (создание помех их передвижению и т.д.), не имевших отношения к акциям на Триумфальной площади, следствием проведения там разрешенного мероприятия, или действий участников несогласованной акции?

4. Существует ли "безусловный" (не регламентируемый дополнительным, в т.ч. местным законодательством)  заявительный порядок проведения митингов, демонстраций в развитых странах - прежде всего в США, Франции, Великобритании, ФРГ? (если возможно - пример)

5. Готовы ли Вы, для согласования акции в рамках "Стратегии-31" в том месте и в то время, которые указывают ее организаторы, взять на себя ответственность за благополучное ее проведение - в полном соответствии с законодательством и поданной заявкой?"

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить