Месть алиментщиков

Еще недавно семья была "ячейкой общества". Само собой подразумевалось, что совместное проживание и воспитание потомства — дело общественно важное. Институт брака всячески пропагандировали и культивировали. Неженатые мужчины подвергались самой настоящей дискриминации. Их не пускали за рубеж, не ставили в очередь на квартиру.

Пары, у которых в паспортах не стоял штамп о регистрации, не селили в одном номере в гостинице и порицали в сатирических изданиях. В общем, холостое состояние было чревато значительным ущемлением в правах. Но еще хуже обстояло дело с разводами. Разведенному грозили серьезные препятствия в карьере, его наказывали по партийной линии, считали неблагонадежным и подозрительным типом.

Сегодня, когда авторитет брака и семьи подорван новыми социальными "ценностями", некоторые мужчины становятся все более инфантильными. Среди прочего они утрачивают чувство ответственности за ребенка и вообще отцовский инстинкт. И обязанность платить после развода алименты воспринимают как наказание, от которого любой ценой нужно уклониться.

Читайте также: 24-летний отец задолжал своим семерым детям миллион

Мужчины малообеспеченные уклоняются от выплаты, потому что считают, что "бывшая" потратит деньги не на ребенка, а на себя. Мужчин состоятельных "душит" жадность и инстинкт собственника. Нередко превалирует элементарное чувство мести: ушла от меня — теперь выкручивайся. Инфантилизм проявляется и здесь: думая, что мстят женщине, представители сильного пола совершенно не отдают себе отчета, что страдают из-за этого малолетние дети.

В неполных семьях живут более десяти миллионов российских детей. 90 процентов из них не получают от ушедшего из семьи отца никакой помощи. В Федеральную Службу судебных приставов (ФССП), которую закон обязал взыскивать алименты с неплательщиков, от покинутых женщин ежегодно поступает до двух миллионов заявлений.

Размер алиментов вроде бы четко определен: на одного ребенка — 25 процентов от дохода родителя, на двух детей — около 30 процентов, на трех — до 50 процентов. Но эти цифры существуют лишь на бумаге. "Дырки" в законодательстве и наши финансовые реалии позволяют недобросовестному отцу частично или полностью снять с себя материальные обязательства. Достаточно найти работу с "черной" или "серой" зарплатой. Доказать в таком случае, что доходы скрываются, почти невозможно: за неплательщиком стоит компания, которая, защищая свои незаконные схемы, тем самым защищает и его.

Фото: AP

К тому же эффективно бороться с должниками мешает сложная и неповоротливая судебная система. Суд может обязать отца выплатить алименты из имущества и со счетов, которые у него есть в банках даже за рубежом. Но наличие этих источников дохода предстоит доказать путем многочисленных запросов.Разбирательства иногда затягиваются до совершеннолетия ребенка, и вопрос снимается сам собой. В 2009 году в одной только Псковской области было возбуждено 425 уголовных дел за неуплату алиментов. Конечно, в большинстве случаев хронические неплательщики оказываются хроническими алкоголиками. Но и гендиректора фирм или представители самых высокооплачиваемых профессий зачастую представляют суду справки о зарплате в 2-3 тысячи рублей. А около 75 процентов алиментщиков вообще числятся безработными.

Все это вовсе не означает, что с "уклонистами" не борются. Борются — причем всеми доступными способами. В Барнауле отца-алиментщика не выпустили в отпуск за пределы России. Кстати, он моментально отдал всю немалую сумму долга. В Кемеровской области по соглашению между приставами и областной службой занятости безработным папашам вне очереди предоставляют вакансии. В Ленинградской области должников через военкоматы призывают на военные сборы, участие в которых оплачивает государство, а деньги перечисляют оставленным семьям. В Новосибирске на девяти станциях метро и на уличном экране главной площади города транслируется видеоролик, призывающей заплатить алименты. В рамках этой акции приставы готовятся провести массовые рейды по должникам.

Аналогичные мероприятия пройдут в Волгограде и Архангельске. Власти Омска злостных антиалиментщиков принуждают подметать улицы и… сколачивать гробы. В Ростовской области оплату алиментов теперь можно производить через терминалы самообслуживания. Интересно, сколько отцов-кукушек на это "поведутся"?

Читайте также: Кто хочет оказаться сиротой?

На Брянщине судебные приставы-исполнители прибегли к помощи православной церкви. Иерархи встречались с "уклонистами" и напоминали им простые истины об отцовском долге. Кстати, на Западе ситуация ничуть не лучше. Американские отцы задолжали собственным детям почти два с половиной миллиарда. Но там с помощью сотовых операторов можно вести мониторинг должника и отслеживать его перемещения. Да и во всем мире наказывают неплательщиков примерно. В Канаде у таких отбирают права на управление автомобилем и лицензии на рыбную ловлю и охоту. Фотографии "бесплатных" пап вывешивают в Интернете. В Германии у неплательщика могут арестовать имущество для распродажи. Вопрос решается без лишних сложностей: судебный исполнитель приезжает с грузчиками и вывозит добро.

Дел у ФССП по горло, и заниматься только алиментщиками они не в состоянии. Поэтому все описанные мероприятия, увы, носят периодический характер. К сожалению, репрессивными или просветительскими методами невозможно справиться с главной проблемой: никакие приставы не в силах заставить родителей беззаветно любить свое дитя. И жертвовать ради этой любви не только деньгами…

Автор Марина Кудимова
Марина Кудимова — советский и российский писатель, поэт, переводчик, публицист