Самолёт будущего взлетит почти без топлива

Команда исследователей из Массачусетского технологического института разработала новый тип самолетов, обещающий произвести революцию в коммерческой авиации. Созданная почти бесшумная модель потребляет на 70 процентов меньше горючего. А корпус самолета теперь напоминает два слипшихся мыльных пузыря.

Еще в октябре 2008 года Массачусетскому технологическому институту удалось выиграть тендер NASA на проведение исследований и разработок в области дозвуковой коммерческой авиации.

Программа, известная под названием "N+3" (подразумевается создание самолета на три последующие поколения) направлена на разработку ключевых технологий. Среди них — усовершенствование корпуса летательного аппарата и изобретение экономичного двигателя, что даст возможность создать более экологичные авиалайнеры к 2035 году.

"Основной нашей целью была разработка самолета, который бы удовлетворял строгим критериям NASA и в тоже время отвечал тем изменениям в авиации, которые произойдут к 2035 году, когда ожидается удвоение авиатрафика. И это потребовало радикальных решений", — рассказал журналистам профессор кафедры аэронавтики и астронавтики Массачусетского технологического института Эд Грейтцер (Ed Greitzer).

"Ведь в отличие от автомобилей, которые претерпели значительные изменения за последние 50 лет, силуэт самолета оставался неизменным последние полвека", — добавил ученый, описывая легко узнаваемую структуру фюзеляжа самолета (трубка с крыльями).

Читайте также: Кто последний на экскурсию в космос?

В результате команда института создала две модели летательных аппаратов будущего. Первая — D "double bubble" на 180 пассажиров, которая займет нишу "Боинга 737", используемого в настоящее время для внутренних перелетов. А вторая — H "hybrid wing body", рассчитанная на 350 пассажиров и предназначенная для замены лайнеров класса "777", которые сейчас летают на международных линиях.

В отличие от большинства транспортных самолетов, у которых воздух поступает в двигатель на большой скорости, в конструкцию серии D он поступает медленнее, так как задерживается фюзеляжем. Этот технический прием, известный под названием Boundary Layer Ingestion (BLI), позволяет двигателю использовать меньшее количество топлива, не уменьшая при этом тяговое усилие. И к тому же, самолет сможет взлетать с более короткой взлетно-посадочной полосы. Правда, данный прием не лишен недостатков — он дает довольно большую нагрузку на двигатель.

Фото: AP

При конструировании модели D специалисты изменили привычный вид самолета. Вместо использования обычного одиночного цилиндра фюзеляжа они соединили друг с другом два неполных цилиндра для создания более широкой структуры, напоминающей два слипшихся мыльных пузыря. Также специалисты переместили двигатель с крыльев в заднюю часть фюзеляжа.

Обе модели, представленные NASA в прошлом месяце, были разработаны в рамках $2,1-миллионного контракта по созданию экологичного и эффективного концепта, который бы заложил основу для дальнейших исследований агентства аэронавтики на следующие 25 лет.

Читайте также: Пособие для конструкторов "напишет" саранча

Но конструкторам удалось не только удовлетворить перспективные запросы NASA, ученые уже в ближайшем будущем смогут предложить авиации кое-какие интересные варианты. Команда разработала два проекта: один — высокотехнологичный, использующий на 70 процентов меньше топлива, и второй, инновационная система которого может быть встроена уже в современные алюминиевые самолеты, уменьшив расход топлива на 50 процентов.

Недавние успехи зарубежных коллег в создании самолета будущего "Правде.Ру" прокомментировал инженер-конструктор летательных аппаратов Ренат Барамыков:

"Одним из главных резервов экономии авиатоплива, снижения его удельных расходов и, как результат, повышения эффективности эксплуатации воздушных судов является дальнейшая их модернизация. Примером удачного проекта может служить разработка и внедрение на внутренних и международных авиалиниях модифицированных моделей.

Успехи зарубежных разработчиков впечатляют. Снижение расхода топлива на 70 процентов — это колоссальный прогресс. Но интересует другая сторона медали, а именно — безопасность. Ведь при создании концептуально нового вида двигателей и аэродинамических условий возникает и потребность в совершенствовании структур безопасности полета. Насколько разработчики справились с этим вопросом, я думаю, мы узнаем в ближайшем будущем.

Настораживает использование технического приема, известного под названием Boundary Layer Ingestion (BLI), позволяющего двигателю расходовать меньшее количество топлива, не уменьшая тяговое усилие. Он не лишен существенных недостатков. Например, на двигатель при этом приходится очень большая нагрузка, он длительное время работает на пределе своих возможностей".

Читайте также на "Правде.Ру"

 

Автор Вячеслав Локацкий
Вячеслав Локацкий — журналист, редактор рубрики "Наука" Правды.Ру
Обсудить