Отечественный ВПК – дешево и сердито

Дешевизна, эффективность, простота и надёжность — качества всегда определявшие экспортный потенциал оружия. Принято считать, что отечественное вооружение удовлетворяет потребностям "бедных". Но вся история нашего оружейного экспорта говорит об обратном. Наш ВПК не раз "выбивал" в конкурентной борьбе разрекламированные зарубежные образцы.

И начало этому было положено задолго до того, как образовался соцлагерь и начала рушиться система колониализма. То есть до момента создания в мире непритязательного, с точки зрения некоторых западных специалистов, рынка вооружений. Первой за рубеж из продукции советской "оборонки" попала авиатехника. И было это аж в 1921 году…

Тогда техника доставлялась не по воздуху и не морем, а в разобранном виде по суше — на лошадях, верблюдах и даже … на слонах. Первой страной, куда осуществлялись экспортные поставки советского вооружения, был Афганистан. Туда в правление Амманнулы-хана было отправлено более двадцати самолётов, в основном разведчиков Р-1, представлявших собой доработанную конструктором Поликарповым машину английской фирмы "Де Хэвиленд" DH-9.

Читайте также: "Кто заплатит за ленд-лиз"

Кстати, от "шурави" (от пуштунского "шура" — совет) Афганистан получил и несколько британских прообразов Р-1. DH-9, взятые в качестве трофеев во время интервенции, тогда достаточно в большом количестве состояли на вооружении ВВС РККА. Правда, афганцы отдали предпочтение, именно советским аналогам "де хэвилендов". Таким образом, была одержана хоть и косвенная, но первая победа отечественной авиатехники на международных рынках.

Правда, в данном случае речь идёт о военной помощи стране, первой признавшей страну Советов, а не об оплачиваемом экспорте вооружений. Всего в начале 20-х годов Афганистан получил из РСФСР и СССР около 30 летательных аппаратов. К слову, тогда же в Афганистане советскими лётчиками была создана и первая в стране лётная школа. Если хотите, Афганистан стал для возрождавшегося отечественного ВПК "подопытной" страной. Были апробированы и способы доставки, включая нетрадиционные, и механизмы снабжения запасными частями, и обучение местных экипажей. То есть почти всё то, что в настоящее время предполагает успех в завоевании рынка вооружений.

Р-1 была достаточно бурная биография. Они достаточно активно использовались в межафганских разборках. Видимо это обстоятельство и сделало машину достаточно популярной в странах, опоздавших с началом строительства своих национальных ВВС.

Фото: AP

Второе появление Р-1 на Среднем Востоке уже полностью подпадает под определение "экспорт". В мае 1924 года два самолёта данного типа были для апробации поставлены в Персию (нынешний Иран). Персам поликарповские бипланы приглянулись и до конца года в страну было поставлено ещё 6 советских "де хэвилендов". Ещё столько же было закуплено в два последующих года, а с 1927 года по 1928-й. Персия решила основательно заняться модернизацией своей военной авиацией, наряду с западными самолётами Тегераном были закуплены порядка двадцати машин в СССР. Из них 8 истребителей И-2 бис, 5 учебных — У-1 и 12 всё тех же Р-1. Ещё двенадцать "разведчиков-один" было поставлено на протяжении 1929-30 годов.

С Персией связан и первый опыт участия советской авиатехники в международных конкурсах. 4 сентября 1930 года звено новых поликарповских разведчиков Р-5 в составе трех самолетов совершило перелёт по маршруту Москва- Севастополь — Анкара — Тбилиси — Тегеран — Термез — Кабул — Ташкент — Оренбург — Москва. Для того чтобы проверить характеристики новых самолётов, можно было бы выдумать аналогичный по протяжённости (10500 км) маршрут в пределах Союза. И не обязательно для этого летать в Турцию, Персию и Афганистан.

Истинные замыслы данной затеи особо не скрывались. Новинкой пытались заинтересовать потенциальных покупателей. Итогом "Восточного перелёта" стала подготовка трёх машин для участия в конкурсе на разведчик-лёгкий бомбардировщик для военной авиации Персии. Соперники более, чем серьёзны — французский Бреге, английский "Одэкс" и голландский Фоккер.

Примечательно, что советский самолёт в мае 1931 года вышел победителем в этой конкурентной борьбе по лётным характеристикам, но проиграл в политико-экономическом плане. Шах Реза Пехлеви стал отворачиваться от северного соседа и смотреть в сторону далёкого запада. Не последнюю роль сыграла и попытка советизировать часть Персии, путём создания на севере страны Гюлестанской ССР.

Хотя это и было до переворота в Персии, когда к власти пришёл Реза Пехлеви, но Союзу это не простили, так же, как и Энзелийскую операцию, в результате которой "флот Красного Азербайджана", а по сути Волжско-Каспийская военная флотилия РККФ, изрядно потрепал спасавшихся в персидском порту Энзели белогвардейцев и англичан, взяв приличные трофеи. К тому же британцы и французы предложили демпинговую сделку, перед которой персы устоять не могли. Собственно на этом военное сотрудничество с Персией, а затем и с Ираном на долгие годы прервалось.

Фото: AP

Однако покупатель на Р-5 всё же нашёлся. Не позавидуешь тому историку, который решится составить "политическую" карту бывшей Российской Империи с 1917 по 1922 годы. Сколько было тогда "независимых государств" на этом пространстве никто точно сказать не может. Примернотакую же картину в 20-40-е годы представлял собой и Китай. Что не историческая провинция, то одно, а то и два (и более) правительств, проводящих свою собственную политику и имеющие армии, постоянно воюющие со своими соседями, а иногда против центра.

В 1933 году в провинции Синьцзян к власти пришли силы, которые из набора потенциальных патронов выбрали СССР. Был заключён ряд торговых соглашений, в том числе и об оказании Синьцзянскому правительству военной помощи.

Поначалу синьцзянские Р-5, участвовавшие в подавлении антиправительственного мятежа, пилотировали советские лётчики. Появление "стальных птиц", над головами осаждавших столицу провинции Урумчи мятежников, произвело на последних такой психологический эффект, что применять оружие надобности не было. Армия мятежников растворилась. Одновременно с поставкой самолётов была организована и лётная школа. Чуть позже в Урумчи Советским Союзом был построен авиазавод, на котором в 1938-41 годах собирались "ишачки" И-16.

Р-5 был отнюдь не первым советским самолётом, попавшим в "Поднебесную". В середине 20-х годов в южной провинции Гуандун к власти пришли китайские националисты Сунь Ятсена — гоминьдановцы. Это уже в последующем, на пике славы приемника Сунь Ятсена генералиссимуса Чан Кайши, Гоминьдан станет заклятым врагом СССР. Тогда же в Союзе чувствовали, что это — сила, которая способна объединить конгломерат, называвшийся тогда Китаем, в единую страну. Отчасти не ошиблись…

Поэтому и пошла в провинцию Гуандун (позднее, кстати, переименованную в Гоминьдан) военная помощь — около трёх десятков всё тех же Р-1. И опять же, но на сей раз в Союзе, было организовано обучение гоминьдановцев пилотированию машин. Примечательно, что Р-1 "засветились" и на севере Китая. Году, эдак, в 1925 помощь оказывалась и так называемой "I национальной армии" генерала Фан Юйсяна, который получил от СССР примерно три десятка самолётов.

Ещё одним получателем Р-1 стала Монголия, которойзатем подарили, в качестве военной помощи, и другую авиатехнику из СССР.

Безусловно, если не брать персидский эпизод, по большей части речь пока шла о безвозмездных поставках авиатехники из СССР. В последующем поставки авиатехники за рубеж осуществлялись не столь безвозмездно.

Но самой яркой победой отечественного авиапрома в описываемый период стала лицензия на производство советского скоростного бомбардировщика СБ, и не где-нибудь, а, — в обладавшей мощной авиационной промышленностью и не упускавшей ни единого шанса в потенциальных "самолётных" рынков Чехословакии…

Скоростной бомбардировщик конструкции Архангельского СБ стал первым отечественным самолётом производство которого было налажено за рубежом. Причём речь шла не о какой-то отсталой в авиационном плане державе, а о стране, которая в описываемый период сама активно экспортировала авиатехнику. 16 мая 1935 года между Прагой и Москвой было заключен договор о взаимной военной помощи. Чехословаки продали Советскому Союзу лицензию на производство горной пушки "Шкода". В свою очередь СССР предоставил право на строительство 160 "СБшек".

С 1937 года по 1939 год на авиазаводах "шкодовского" отделения — фирмы "Авиа" было построено порядка сотни бомбардировщиков СБ, которые в чехословацких ВВС получили название Avia B.71. Кроме того Советский Союз продал в Чехословакию в 1937 -38 года ещё 80 самолётов этого типа, правда, при перегоне ещё не достаточно овладевшие новой техникой чехословацкие экипажи разбили 17 машин.

Военная авиация Чехословакии не смогла использовать советские самолёты для защиты своей страны. В последствии чехословацкие СБ служили в "Люфтваффе" и в военной авиации стран-союзниц гитлеровской Германии. Но это уже совершенно другая история, не имеющая отношения к предмету нашего разговора.

Читайте также: "Спонсоры войны"

Заметим лишь, специально для критиков отечественной боевой техники предвоенного периода, что, например, взятые в качестве трофеев в Югославии британские истребители Хоукер "Хурикейн", сразу же отдали не требовательным в авиационном отношении хорватам и румынам. Более того, выпуск СБ на чешских заводах "Авиа", "Аэро" и "Летов" продолжался и о после оккупации Чехословакии уже специально для самых высокотехнологичных на тот момент немецких "Люфтваффе".

Ещё одной страной, где было налажено производство советских самолётов в предвоенный период стал Китай. Правда, в данном случае Советский Союз впервые столкнулся с явлением, которое в послевоенное время отличало китайскую оборонку — беззастенчивым копированием. Когда Китай в июле 1937 года стал объектом японского экспансионизма, Чан-Кай-Ши пытался найти поддержку где это только можно. Наиболее существенную военную помощь китайцам оказала Москва. Танки Т-26, стрелковое оружие, артиллерия, уже упомянутые СБ, истребители И-153 "Чайки" и И-16, а также масса другого вооружения и советские добровольцы спешно отправлялись в Китай.

"Ишаки" особенно полюбились китайцам. Всего в "Поднебесную" было направлено 142 самолётов данного типа. На них летали не только местные лётчики и "доброхоты" из Союза, но и, добровольцы и наёмники из других стран, в частности, из Соединённых Штатов. Подобная ситуация чуть раньше с теми же самыми И-16 наблюдалась и в испанском небе. Однако поставками из СССР китайцы не удовлетворились. На местных авиазаводах было налажена сборка копий И-16 под названием "Чань-28 Чиа". Всего "пиратским" способом было собрано около 30 самолётов, хотя первоначально планировалось построить около трёх сотен машин.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить