Генплан раздора

С подачи столичного правительства в среду Мосгордума большинством голосов приняла в окончательном, третьем, чтении проект Генерального плана развития Москвы на 15 лет - вплоть до 2025 года. Этот базовый документ, вызвавший еще на стадии рассмотрения немало споров и кривотолков, как предполагается, определит основные тенденции в развитии архитектурного ландшафта столицы на ближайшее будущее.

Речь в данном случае идет не только о планах столичных властей, к примеру, по сносу ветхих домов и постройке современного жилья, но и дальнейших перспективах развития всей городской инфраструктуры в целом: строительстве новых автомобильных дорог и развязок, супермаркетов, школ, детских садов; увеличении протяженности линий метрополитена; строительстве новых парковок и гаражей и т.д.  Иными словами  - о том, что волнует буквально всех москвичей.

Однако решит ли (пусть и в отдаленной перспективе) принятый в среду Генплан насущные проблемы жителей Москвы - рядовых москвичей, живущих отнюдь не в подмосковных пентхаузах и передвигающихся по улицам города без "мигалок"?

Подумали ли наши законодатели и московские градостроители о том, как облегчить ситуацию со ставшими уже притчей во языцех столичными пробками? Внесены ли в планы строительства столь необходимые горожанам новые поликлиники, детсады, школы, спортивные площадки и т.д.? Побеспокоились ли "слуги народа" о сохранении исторического облика "самого лучшего города Земли"? У некоторых политиков и представителей общественности на этот счет возникают серьезные сомнения.

Несмотря на то, что Генеральный план развития Москвы был принят абсолютным большинством голосов, этот многостраничный документ имеет немало противников. Причем его критики, ничуть не стесняясь в выражениях, прямо называет принятый Генплан "смертным приговором" и даже "кувалдой" для столицы.

Очередное рассмотрение Генплана в столичном парламенте началось с уличной потасовки. Напротив Мосгордумы представители оппозиции попытались провести несанкционированную акцию. Несколько человек принесли к зданию столичного парламента т.н. "черные метки" - листки бумаги черного цвета, символизирующие несогласие с планом развития столицы. В итоге наиболее агрессивные из них были задержаны сотрудниками милиции.

Фракция КПРФ в столичном парламенте отказалась поддерживать данный Генплан. При этом, стоит отметить, что из 35 депутатов на заседании столичного парламента присутствовало 30 человек, а в голосовании приняло участие и того меньше - лишь 29...

Фото: AP

По мнению руководителя фракции коммунистов в Мосгорудме Андрея Клычкова, в принятом Генплане остался нерешенным целый комплекс вопросов, который, по его словам, вообще не дает возможности говорить о документе, как о "системном документе стратегического развития Москвы на 15 лет". В Генплане не решен транспортный вопрос, уверен коммунист.

"Не учтена необходимость - за исключением отдельных элементов - по строительству южной рокады, строительству отдельных дорог, - сказал Андрей Клычков в интервью "Правде.Ру". -  Не решены вопросы развития и упрочнения транспортной инфраструктуры, чтобы Москва через год-другой не стала в транспортном коллапсе от самого МКАДа. Более того, разрешено строительство возле дорожных магистралей. Что, по сути дела, не даст возможность расширять транспортное полотно".

"Не решены вопросы общественного транспорта, - также отмечает депутат Мосгордумы. - С одной стороны, заявляется необходимость развития трамвайных маршрутов - как это делают в Европе. А происходит наоборот: снимаются трамвайные маршруты".

По мнению коммуниста, не решен и один из основных вопросов - вопрос сохранения исторического облика Москвы. И это, по словам одного члена КПРФ, прежде всего, недоработка столичного комитета по культурному наследию. "Получается абсурдная ситуация: Генплан принимается, а Москомнаследие не выполняет свои обязательства  по приданию особого статуса тому или иному историческому месту, объекту культурного наследия, что не дает возможности учесть его в Генплане и, по сути, дает возможность застройщикам строить на его месте или рядом с объектом культурного наследия, с любым памятником, который не приобрел статус такового", - говорит Андрей Клычков.

При этом парламентарий отмечает, что из 89 поправок, которые были одобрены к третьему чтению, 62 поправки были предложены именно фракцией КПРФ.

Как заявил "Правде.Ру" председатель комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры Общественной палаты РФ Василий Бычков, решение было принято Мосгордумой несмотря на протесты жителей Москвы, принципиальные возражения представителей общественных объединений и независимых экспертов. "Отрицательное заключение было вынесено в ходе слушаний, проведенных профильными комиссиями Общественной палаты РФ, констатировавших, что проект Генплана не отвечает запросам общества, а его принятие в нынешнем виде будет иметь отчетливо негативный общественный резонанс", - сказал он.

"Очевидно, что транспортная проблема, например, Каширского или Варшавского шоссе, не только не решена, но и не решается в новом Генеральным плане развития Москвы, - сокрушается Василий Бычков. - Очевидно, что вместо памятника архитектуры "Военторг", город получил новодел. Очевидно, что многоэтажные здания на Мосфильмовской улице уничтожили панораму Воробьевых гор - символ столицы". "И таких примеров, к сожалению, множество", - констатирует глава комиссии Общественной палаты РФ.

Фото: AP

С критиками принятого Генплана развития Москвы не согласен главный архитектор столицы Александр Кузьмин. По его словам, в данном случае речь идет не о принятии нового, а об актуализации уже имеющегося Генерального плана столицы на период с 2010 по 2025 годы. "Актуализацию было необходимо провести потому, что, во-первых, истек законодательно установленный шестилетний период, после которого город обязан проводить корректировку Генплана, во-вторых, все градостроительные законы столицы было необходимо привести в соответствие с новым Градостроительным  кодексом РФ", - отмечает Александр Кузьмин.

При этом главный архитектор столицы считает, что проект Генерального плана развития Москвы до 2025 года наконец-то позволит ограничить волюнтаризм чиновников и инвесторов. "Почему-то никто из многочисленных критиков Генплана не замечает одну простую мысль: этот документ не выгоден, прежде всего, чиновникам, поскольку ограничивает пространство для их самовольных действий", - заявил Кузьмин журналистам после окончания слушаний.

"А судьи кто? - парирует звучащую критику в адрес Генплана один из его разработчиков, председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов. - Генеральный план мы приняли еще в 1999 году, публиковали его, размещали на сайтах, издавали отдельными книжками. Обсуждали. И лишь потом приняли закон. Даже получили премию за него. Никакой реакции не было".

"Однако летом прошлого года, когда проходили общественные слушанья, неожиданно совпавшие с выборами в Мосгордуму, Генплан ни с того ни с сего стал предметом всестороннего обсуждения, - рассказал "Правде.Ру" столичный парламентарий. - Пошла нормальная партийная борьба. Появились оппозиционеры, которые используют любую возможность для раздуваниях тревог (москвичей). В итоге документ приобрел какой-то инфернальный характер - "погубитель Москвы". Генплан превратился в удобной повод для информационной войны".

По его словам, при оценке Генерального плана все же стоит помнить, что это лишь компромиссный документ, учитывающий разные тенденции развития города. И который дает возможность хоть как-то соблюсти баланс интересов.

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить