Уроки литературы для чайников

Обо всём на свете можно рассказать по-разному. О Наташе Ростовой — конечно, тоже. Особенно, если "Войну и мир" читал. А если нет? Бывает же, что интерес к классике у человека просыпается через 10, а то и через 20 лет после школы. И хорошо ещё, если вообще просыпается — бывает, что школьному учителю литературы удаётся так прочно свести его на нет, что он больше и не возродится.

Мой сын уроки "лит-ры" терпеть не может. Думает, что литература ему совершенно не нужна. С 15 лет сын подрабатывает, делает разным людям сайты. Взрослые звонят нам домой, называя его по имени-отчеству. А вот "Войну и мир" он пока что не осилил. Но реферат всё равно сдавать пришлось! Как раз о главной героине, Наташе Ростовой. Кто она такая, сын представлял себе смутно. Зато у него не было сомнений, где взять реферат — конечно, в Интернете! Главное — знать, где искать! Но в этом, конечно, друзья помогут. В Интернете все ориентируются, как рыбы в море. Школа у сына — с физико-математическим уклоном.

Тут, казалось бы, для словесника работы — выше головы. Попробуй-ка объяснить будущим технарям, что литература им нужна не для профессии — для жизни, что читающий человек в любом случае в чём-то сильнее, чем не читающий. Мудрость, которую сумел взять из хороших книг, служит ему опорой … Так нет, куда там. Учительница постаралась сделать так, чтоб дети возненавидели литературу. Каждое произведение в классе проходили скрупулёзно, въедливо, на каждого героя составлялись скучнейшие казенные характеристики. Писанина тянулась километрами.

Дальше о проделанной работе полагалось отчитаться. Итоги изучения произведения подводятся, как известно, в школьных сочинениях. По "Отцам и детям" Тургенева их задали сразу четыре. Увидев записанные в столбик темы, я наивно поинтересовалась: "Это — на выбор?" И услышала в ответ: "Мама, что ты! Это — всё по порядку, надо сделать к той неделе". Пару сочинений написала сыну я сама. "Нам" за них поставили "четвёрки".

Но не всегда у меня находилось свободное время. У сына, занятого своей любимой физикой, его тоже было в обрез. Сын не успевал к сроку исписать очередную тетрадь характеристиками, как говорил он, каких-то выдуманных людей. В четверти грозила "пара" по литературе. И тут словесница подошла к нему на перемене, шепнула: "Я кофе люблю. Только хороший".

Что делать, купили мы ей кофе. Интересно, что "пара" в четверти грозила не только сыну, но и ещё доброму десятку его одноклассников. Но все благополучно получили табеля с милой сердцу "троечкой" по "лит-ре".

Фото: AP

Мы с сыном потом гадали - то ли у педагога теперь образовался склад банок с кофе, то ли она другим ребятам что-то ещё заказывала… И мы с ним думали: ведь задаёт-то она столько, сколько нормальному ученику выполнить совершенно нереально. Даже если он перестанет учить все остальные, профильные, предметы. Может, всё так и задумано было: у человека образуются хвосты. И чтобы как-нибудь поправить дело, ученик, конечно, поинтересуется: а что же любит моя учительница? Ах, кофе? Ну и родителям, конечно, это будет интересно…

И вот — новая четверть, и по "лит-ре" проходят "Войну и мир". Сын объясняет мне: оказывается, домашние сочинения и рефераты пишут только лохи — такие, как мы с ним. Вот с таких лохов-то под конец четверти словесница и требует дань.

Поборов можно очень просто избежать. Ребята объяснили ему: всё, что угодно, можно найти в Интернете. Думать не надо, и время экономишь — конечно, если знаешь, где искать.

И вот, чертыхаясь, он ищет реферат, звонит одному приятелю, другому… И, наконец, находит нужный адрес в Сети! Есть! Реферат скачан, распечатан. Оформлена, как следует, первая страница. Естественно, фамилия сына — там, где "выполнил", фамилия словесницы — там, где "Научный руководитель".

И дёрнуло же меня что-то почитать реферат о Наташе Ростовой! Лучше бы я не заглядывала в него! Но я заглянула. А там…

Обо всём на свете можно рассказать по-разному. Зависит от личности рассказчика. Безымянный автор реферата по "Войне и миру", наверняка, не был отягощён излишней деликатностью. Это был, как многие сказали бы, раскрепощённый человек. О простодушной Наташе, так же, впрочем, и о княжне Марье, он писал с утончённым цинизмом. Более всего его интересовал темперамент этих двух женщин. Мол, старый князь принуждал дочь годами сдерживать свои порывы. Вот уж дорвётся она до радостей супружества — какова будет, страшно и сказать… Али Наташа с Пьером будет горячее?

"Сынок, как же ты понесёшь такое в школу?" — ахнула я. Сын только глянул на страницу — вспыхнул. Стал однокласснику звонить: "Ты что, подставить меня решил? Ты мне какой адрес дал?" — "А какой? Что, не найдёшь никак? Я сам там же скачивал. Мне Игорь этот адрес дал…", — ответил его товарищ. "А ты читал хоть, что там написано?" — горячился сын. "Там реферат написан…, — растерялся парень.- Зачем читать, там уже всё готово. Бери да скачивай. У бэшек тоже ребята этот реферат скачали, она всем поставила "4".

Сын принялся искать в Сети другие рефераты. Как назло, ему никак не попадались подходящие. То тема иначе сформулирована, чем задала словесница, то сайт рефератов платный. А этого нам ещё не хватало! Мало того, что в конце четверти снова придётся кофе покупать…

Словом, отнёс мой сын словеснице этот реферат с уклоном в эротику. Тот самый, который вместе с ним скачала из Сети добрая половина класса. И что же? Все так же, как и сын, получили по "четвёрке".

Вот вопрос: хотя бы у кого-то из ребят учительница открыла реферат? Хотя бы чей-то она читала? А может, она по диагонали проглядела все и знает, что они одинаковы, что содержание их не только не выдерживает критики, но просто… Просто её это устраивает. Как вы думаете, стала я это выяснять? Конечно, нет! Хорошая оценка есть, и значит, у сына будет меньше головной боли.

А недавно младшему сынишке задали сразу три реферата. По истории, по географии и по английскому — и чтобы на английском же! География шла последним уроком. Дети попытались возмутиться: как же мы на одной неделе сделаем сразу три реферата, ведь прочие домашние задания никто не отменял! Учитель ответил невозмутимо: "Скачайте из и-нета. Компьютеры-то сейчас у всех…"

"Помочь тебе найти?" — спросила я, когда сынишка уселся за компьютер. "Да что ты, мам, я сам",- ответил он и в самом деле довольно скоро отыскал все три реферата — и по истории, и по географии, и по английскому — да чтоб на языке… Вот как ориентируется в Сети новое поколение!

Теперь порядок с рефератами! Осталось только купить бумагу и договориться со знакомыми, у которых есть дома принтер. Придём с тортиком, посидим за столом — они ещё и рады будут… А то, что сынишка не успеет прочитать свои три реферата, так это никого не волнует — ему же не сказали содержание учить. Ему сказали — сдать рефераты, в печатном виде. В срок. И чтобы первая страница как следует была оформлена…

Уже никто не замечает, какой это абсурд. Учитель как бы даёт задание, дети его как бы выполняют. Кому на пользу эти тонны скачанных из Сети по всей стране одних и тех же рефератов? Спросите: а когда же детям писать их самим? Ведь это совершенно нереально! Программы перегруженные, детям надо усвоить и то, и это…

Ну и что они усвоят из того, что не глядя скачивается в Интернете и сдается учителю? А тот принимает — тоже, естественно, не глядя…

Автор Евгения Басова
Евгения Басова — российский писатель. Член СП России *
Обсудить