Огневая мощь бундесвера против Конституции ФРГ

Бундесвер ведет свое начало с 1954 г. Тогда на территории ФРГ отменили оккупационный режим, восстановив ее суверенитет, приняли в НАТО и разрешили создать вооруженные силы, получившие в 1956 г. название бундесвер.

С тех пор по численности и огневой мощи германские вооруженные силы занимают второе место в Североатлантическом альянсе после США. Сегодня их общая численность составляет 400 тысяч человек.

Германские руководители постоянно заявляли о том, что сформировали вооруженные силы "исключительно для защиты". Напомним, что тогда же появилась Организация Варшавского договора, и воссоздание германской мощи рассматривалось как мера противодействия "красной угрозе с востока". Впрочем, сначала именно ФРГ вошла в НАТО, а уж потом создали и ОВД.

При канцлере Конраде Аденауэре приняли новую Конституцию, в которой закрепили запрет на использование немецкой армии за пределами страны. И на протяжении первых 40 лет это правило соблюдалось.

Но в 1995 г. оно было нарушено. Германские ВВС в составе сил НАТО приняли участие в операции "Обдуманная сила" против боснийских сербов, совершив 59 самолётовылетов. Далее была операция в Косово в 1999 году. А в 2001 г. началась Афганская кампания. И это не считая различных миротворческих операций на Ближнем Востоке и в Африке.

Сегодня в зарубежных боевых и миротворческих миссиях участвуют свыше восьми тысяч германских военных. Самая крупная группировка находится в Афганистане — 4520 человек. Балканская — KFOR в Косово — насчитывает 2450 человек.

Третья, численностью 420 человек, действует в районе Африканского Рога в рамках операции ATLANTA против сомалийских пиратов.

На остальные операции (Active Endevour в Средиземном море, UNIFIL в Ливане, UNOMIG в Грузии и UNMIS в Судане и EUFOR в Чаде) -приходится 711 военнослужащих бундесвера. Всего же в зарубежных боевых действиях приняли участие свыше 120 тысяч германских военных. Подобная активность бундесвера ежегодно обходится Германии более чем в 1,5 мрд евро.

Армейские руководители не скрывают, что в сферу их действий входит весь мир. В последние годы германские войска регулярно участвуют в учениях у границ России, например, в той же Прибалтике. В том числе в военной игре "Эрна", имитирующей операцию Абвера в Эстонии против Красной армии в 1941 г.

Читайте также: Бундесвер превращается в вермахт?

Фото: AP

Интересно и то, что бундесвер остается одной из немногих армий в НАТО, где сохраняется всеобщая воинская повинность. Министерство обороны ФРГ считает, что сокращение численности приведет к невозможности сохранить в прежних объемах участие в зарубежных миротворческих миссиях, и значит — к снижению влияния страны в мире.

Как считают бывший министр обороны Петер Штрук и действующий — Франц-Йозеф Юнг, без воинской повинности бундесвер превратится в "армию наемников", вроде Французского иностранного легиона. Причем нынешнее реформирование бундесвера направлено на создание ударной группировки с минимальной численностью в 35 тысяч "миротворцев", которых можно будет использовать в любой точке мира.

Однако, согласитесь, все это совершенно не проясняет вопрос о том, для чего такой сравнительно небольшой стране, как Германия, столь мощная армия. За ответом "Правда.Ру" обратилась к экспертам Дмитрию Данилову и Константину Сивкову.

Дмитрий Данилов, руководитель отдела евробезопасности Института Европы РАН:

— Германские вооруженные силы действительно остаются самыми мощными в НАТО. Даже притом, что к 2010 г. их численность была заметно сокращена. Сокращения коснулись и единиц военной техники. Так вот, Берлин исходит из своих потребностей в обороне страны и из тех задач, которые он выполняет в рамках НАТО.

Ведь Германия является ведущим государством Евросоюза, а значит, именно у неё наибольшая ответственность за положение на континенте. Да, в 1990-е гг., после крушения СССР, власти страны взяли курс на последовательное сокращение армии, но в дальнейшем это вряд ли возможно. Одной из причин отказа Германии от еще большего разоружения стала недавняя августовская война в Южной Осетии. Ведь этот конфликт произошел не так уж далеко от границ ЕС.

Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков:

- Изначально германские вооруженные силы были важнейшим элементом мощи НАТО ввиду наличия "советской угрозы". А сейчас их значимость и роль определяются геополитическими планами Североатлантического альянса. Собственно говоря, по сути, германские солдаты — единственные действительно боеспособные военные этого блока, готовые к самопожертвованию ради выполнения поставленных целей. И они служат установлению гегемонии западной цивилизации в мире.

В то же время, как показывает практика, немцы не намерены таскать каштаны для американцев из огня. Это наглядно показывает Афганская война. США настаивают на том, чтобы германские войска сменили свою дислокацию с относительно безопасных северных районов этой страны на южные, являющиеся вотчиной "Талибана". Но "воз и ныне там". Этот случай наглядно говорит о том, что немцы будут воевать лишь постольку, поскольку им это нужно самим".

Становится совершенно ясно, что Германия никогда не смирится с ролью второсортной державы. И самые мощные в Европе вооруженные силы это лишний раз доказывают. Но остается еще один вопрос: почему в Германии нарушают конституционный запрет на участие бундесвера и в зарубежных конфликтах? И почему это нарушение допускается? А с другой стороны, и запрет в Основном законе не отменяют?

Ответ прост и циничен: подобное нарушение выгодно всем. После войны Германии такое конституционное положение навязали страны-победительницы. Однако теперь Германия на него, по сути, наплевала. И сделала в интересах тех же… стран-победительниц. Но и своих, разумеется, тоже.

Началась холодная война. Для противостояния с СССР Запад стал сколачивать военный блок. И без Западной Германии, обладающей крупными людскими и промышленными ресурсами, было не обойтись. Поэтому форпостом альянса в противостоянии "красной опасности" на европейском континенте США решили сделать именно ФРГ.

Ну, а родные немецкие интересы, ради которых нарушается Основной закон, заключаются в том, что и членство в НАТО, и участие в его зарубежных операциях — означали выход из того унизительного положения, в котором пребывала Германия после разгрома во Второй мировой войне.

Теперь о том, почему — если нарушение конституционного запрета общеизвестно — не отменить его, внеся соответствующую поправку? А вы представьте себе: с какой мотивировкой это делать? Что бы ни придумали германские законники, а скандала, так или иначе, не миновать. Сразу же внимание мировой общественности поневоле будет заострено на вопиющем, продолжавшемся долгие годы, нарушении конституции. Ну уж нет, дескать, пусть послевоенная инициатива стран-победительниц сохраняется в ней как красивый и благородный знак решимости навсегда покончить с угрозой германской агрессии.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *