Первые автомобильные номера - разноцветные и на шнурках

Покупая машину, не важно — новую или старую, каждый счастливый автовладелец первым делом получает на свое авто новые регистрационные номера. Современные знаки государственной регистрации транспортных средств выполнены по жесткому стандарту и имеют защиту от подделки, но так было далеко не всегда.

История автомобильных номеров насчитывает немногим более 110 лет, а первые из них появились там, где и были созданы первые автомобили — в Европе. Примечательно, что регистрация транспортных средств существовала еще до изобретения "самодвижущихся карет": со второй половины XIX века в городах номера присваивали экипажам извозчиков, а позднее их стали вешать и на велосипеды.

Имеются данные, что первые автономера были выданы в 1899 году в Мюнхене, после чего они появились и в других крупных столицах: в Париже — 1900 год, Нью-Йорке — 1901 год, Лондоне — 1903 год. По другим сведениям, первый номерной знак был установлен на автомобиле в столице Франции в 1893 году. А первым городом Российской империи, где были введены номерные знаки, оказалась, как ни странно, не столица — Санкт-Петербург, а Рига. Произошло это в 1904 году.

Сначала автомобильные номера содержали только цифры. Машин в ту пору было не очень много, ими владели лишь самые обеспеченные граждане, а потому для каждого автомобиля было достаточно простого цифрового номера.

Однако такая простота имела и обратную сторону — каждая машина регистрировалась только в том населенном пункте, где проживал ее владелец, а потому междугородние поездки влекли за собой массу проблем. Каждый крупный город в России начала прошлого века имел право вводить свои номерные знаки, которые отличались огромным разнообразием форм и расцветок и часто становились причиной путаницы. В Москве знаки на автомобилях меняли раз в год, причем всякий раз они были нового цвета.

Читайте также: Вымогатели осваивают "номерные кражи"

Газета "Ауто" в 1912 году по этому поводу писала: "Близится 15 марта, когда московские автомобилисты должны представить свои машины на техосмотр и получить в городской управе новый номерной знак… Прежний голубой знак можно снять с авто и повесить на стену своего гаража. У многих долголетних автомобилистов их уже собралась целая коллекция, отсвечивающая на стене всеми цветами радуги… Нигде на земном шаре не существует ни голубых, ни розовых автомобильных знаков, и нигде их цвет не меняется ежегодно. Всюду они черные или белые".

Фото: AP

Немногочисленные пока еще владельцы машин предлагали отменить ежегодную замену номеров и просто ставить на них каждый раз пломбу, свидетельствующую о прохождении техосмотра и уплате налога. Предлагалось запретить разноцветные номера — знаки регистрации автомобилей должны были стать четкими и легко различимыми, лучше всего — черными с белыми цифрами.

Забавно дело обстояло с размерами и способом крепления автомобильных номеров. Те, что выдавались в 1912 году, выглядели так: на жести длиною чуть ли не в аршин (71 см!) были вырезаны цифры номера. Этот "трафарет" покрывался краской соответствующего году цвета, все это накладывалось на кусок жести, выкрашенный белой краской, а еще ниже располагалась еще одна жестянка, но уже черного цвета.

Трудно было придумать номерные знаки, менее приспособленные для прочтения: острые углы вырезанных цифр постоянно загибались и даже отламывались, все три слоя мягкой жести легко сгибались, отчего краска с них быстро слетала, и такой знак очень скоро переставал читаться. Был интересен и способ крепления номера к машине — через две дырки при помощи… шнурков!

Газета "Ауто" писала, что, поскольку специального места для размещения номеров на машинах предусмотрено не было, чиновники рекомендовали автовладельцам привешивать знаки шнурками на переднюю и заднюю оси своей машины, где они часто гнулись от соприкосновения с мостовой, отрывались и терялись.

Много проблем доставляло автомобилистам и то обстоятельство, что в каждой губернии были свои номера. "Есть такие местности, где власти не признают номерные знаки, выданные в другом городе. Для поезда через их города они требуют получить знаки, установленные для этой местности", — сетовали журналисты.

Подобное положение дел не устраивало владельцев машин, которых становилось все больше. Они предлагали ввести автономера, как в Англии, Германии или Франции: четкие и легко различимые, лучше всего — черные с белыми цифрами. Но российские города, кроме разве что Санкт-Петербурга, не желали вводить новые знаки. Общие, стандартные для всей страны номерные знаки появились лишь в СССР.

Помимо цифр, они имели и обозначение региональной принадлежности транспортного средства. Буквы из названия города располагались в нижней части знака. Позже, примерно в 1936 году, появились номера с белыми буквами на черном фоне, где регион уже был зашифрован двухбуквенным сочетанием: например, номер МО 23-12 говорил о том, что машина зарегистрирована в Москве.

После войны оказалось, что многие регистрационные документы на машины утрачены, огромное количество техники было мобилизовано и получило военные номера, а трофеи и машины союзников надо было ставить на новый учет. И в 1946 году в стране появились номера другого стандарта — с черными буквами на желтом фоне.

Началось деление номеров на серии: личные и государственные автомобили, такси и автобусы. Появились номера для мотоциклов и специальные — для дипломатических представительств иностранных государств. К концу 50-х годов почти все двойные сочетания букв были исчерпаны, поэтому введенный в 1959-м новый стандарт содержал уже три буквы.

На номерных знаках тех лет использовались только 27 букв алфавита, буквы Ё, Й, Ъ, Ы и Ь не применялись. Цифр стало обязательно четыре, причем сочетание 0000 никогда в знаках СССР не встречалось. Очередная смена облика произошла в начале 80-х годов — номера стали белыми с черными буквами и цифрами. С 1994 года на машинах появились знаки, которые выдаются до сих пор — и они сильно отличаются от своих предшественников.

За основу современных автомобильных номеров была взята французская система регионального обозначения — с помощью двух цифр, соответствующих коду города. Для облегчения поездок за рубеж сейчас используются только те буквы кириллицы, которые имеют аналогичное начертание в латинском алфавите — их всего 12 (А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х) вместо 27, применявшихся ранее, поэтому лимит возможных номеров не слишком велик, и он будет полностью исчерпан в ближайшие годы.

Ожидаемое увеличение длины цифрового кода региона уже идет — в Москве введено трехзначное обозначение региона — 177, 199 и 197. Похожая ситуация складывается и в других регионах страны со значительным количеством автомобилей. Однако даже номеров с трехзначным обозначением региона, видимо, хватит ненадолго, а значит, в ближайшем будущем опять появятся новые номера.

Автор Максим Кондратьев
Максим Кондратьев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить