Будет ли конец армяно-турецкой вражде?

24 апреля исполняется 95-я годовщина геноцида турецких армян, осуществлённого властями Османской империи. Последствия этого события, ставшего вторым по масштабам уничтожением людей по национальному признаку после Холокоста, сказываются и сегодня.

Дипломатические отношения между Арменией и Турцией до сих пор отсутствуют. И за два дня до трагической даты стало известно, что армянский президент Серж Саргсян решил приостановить ратификацию протоколов об установлении дипотношений. Официально - из-за того, что Турция продолжает активно поддерживать Азербайджан в споре о Нагорном Карабахе. Но неофициально дело, похоже, именно в исторической дате.

24 апреля по всему миру армянские организации проведут акции протеста у посольств Турции. Одна из акций состоится в Москве. Цель подобных мероприятий - заставить турецкое руководство признать геноцид. Митинги памяти пройдут и в Ереване, где турецкого посольства нет и где президента Саргсяна многие критикуют за то, что он не увязал установление дипотношений с признанием геноцида.

Что же произошло в апреле 1915 г.? Тогда, по разным данным, погибли от 200 тысяч (сведения турецких источников) до 2,102 млн (данные американского профессора Руммеля) представителей христианского населения Турции, в основном армян. Ее власти, однако, до сих пор не признают, что это был сознательный геноцид.

А происходило все так. Районы, населенные армянами, окружались турецкими войсками. И начиналась резня: почти всех мужчин уничтожали. Одних сожгли заживо в храмах и домах, других загоняли в своего рода "газовые камеры" — пещеры, и у входа разводили огонь с густым удушливым дымом.

Женщин насиловали и принуждали к сексуальному рабству. Многих загоняли в концентрационные лагеря, где они погибали от голода и болезней. Многочисленные памятники древней армянской цивилизации, включая церкви, были разрушены.

Одной из причин уничтожения армян и других христианских народов в Турции было опасение, что они "нанесут удар в спину" Османской империи. Напомним, что уже в конце 1914 г. русские войска Кавказского фронта перенесли боевые действия на ее территорию, и порабощенное армянское население восторженно встречало своих освободителей.

Но, вообще, вражда между турками и армянами, по мнению историков, длится уже тысячу лет: в XI — XIV веках Армения была завоёвана турками-сельджуками. И лишь в XVIII веке она возродилась в результате восстания 1722-1725 гг., когда турки были разгромлены.

Фото: AP

Впрочем, значительная часть земель осталась под турецким владычеством. Христианское, главным образом, армянское население, находилось в угнетаемом положении. Оно было обложено данью и не имело тех прав, которые были у мусульман, в первую очередь, турок.

Власти считали армян "нелояльными" и подозревали в том, что они при первой удобной возможности готовы присоединиться к своим собратьям, которых тогда взяла под свое крыло Россия. Однако в 1915 г., когда Турция вступила в войну с Антантой, было решено раз и навсегда устранить эту проблему, пользуясь тем, что тогда европейские державы были не в состоянии защитить армян.

Вот такая предыстория вражды. Сколько еще времени она будет тянуться? Удастся ли Армении и Турции когда-либо помириться? О перспективах этого межнационального урегулирования в интервью "Правде.Ру" рассказал эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.

— Армянская сторона расценивает произошедшее в апреле 1915 г. как геноцид. Турция же не хочет его признавать. Что этому мешает?

— Проблема настолько остра, что сегодня те события уже являются предметом не исторического исследования, а идеологии. С той и другой стороны в этом отношении наблюдаются спекуляции. И никогда здесь консенсуса не найдут. Характерным примером служит такая ситуация: турецкая сторона предлагала армянской создать общую комиссию по расследованию тех событий, но армяне отказались, мотивируя тем, что в рамках подобных структур ничего нового не обнаружишь. То есть Армения и далее готова твердо стоять на своем, говоря о геноциде. Что категорически отказывается признавать Турция.

Читайте также: Армяно-турецкая имитация в Вашингтоне?

Поднимая вопрос установления отношений с Арменией, Турция главным образом делает реверанс в сторону Евросоюза. Ведь это немаловажный момент для усиления диалога Анкары с Брюсселем относительно её принятия в ЕС. Но в действительности турецкое руководство не знает, как можно урегулировать эту проблему.

— Удастся ли двум государствам хоть когда-нибудь урегулировать отношения?

— Уверен, что нет. Во всяком случае, ни в ближнесрочной, ни в среднесрочной перспективе. И дело не только в событиях апреля 1915 г. Ситуация усложняется позицией Турции по Карабахскому вопросу, она ведь, как известно, поддерживает Азербайджан. Тут Анкара оказывает всестороннюю поддержку Баку. Для нее реализация пантюркистских идей имеет прежнее стратегическое значение. И урегулировать отношения с Арменией, забыв о Карабахской проблеме, руководство страны просто не способно.

В том числе и потому, что не может не учитывать турецкое общественное мнение, а оно очень резко настроено против Армении. Словом, всерьез полагать, что в сложившихся обстоятельствах правящая в Турции Партия Справедливости и Развития пойдет на урегулирование отношений с Арменией, пожертвовав Азербайджаном и идеями пантюркистского братства, я бы не стал.

— А что с армянской стороны?

— Общеизвестно, что за спиной карабахского руководства стоит Ереван, который также не намерен уступать. В свою очередь, "полудохлая" Минская группа посредников практически ничего в этом смысле не делает. И сегодня эта проблема из идеологической плоскости уже перешла в политическую. А звучащие время от времени воинственные призывы с обеих сторон также служат косвенным подтверждением того, что надеяться на разрешение Карабахской, а значит, и армяно-турецкой проблем, не стоит.

Самое большее, на что готовы пойти армяне, это переговоры по семи соседним с Карабахом районам. Официально они принадлежат Азербайджану, но были заняты армянами во время войны 1991 — 1994 гг. Однако это не означает, что они готовы из этих районов уйти. Речь идет только о переговорах. А о Карабахе и того нет. Получается тупик. Я убежден, что карабахская проблема вообще практически неразрешима.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить