Плагиат - двигатель естественного отбора

Ученые из Университета города Сент-Эндрюс (Великобритания) под руководством эволюционного биолога Кевина Лаланда разработали специальную игру, с помощью которой решили проверить, какая модель поведения помогает лучше адаптироваться человеку в экстремальных условиях. Комментарий "Правде.Ру" дала кандидат психологических наук Светлана Шишкова.

Смысл игры заключается в том, что группа незнакомых друг с другом людей "отправляется" на виртуальный необитаемый остров — там они должны выживать, научившись использовать его природные ресурсы.

Для этого испытуемым, согласно программе, необходимо было выполнять три типа действий: наблюдать за тем, как окружающие добывают ресурсы, разработать собственный, потенциально более эффективный, метод добычи и собственно добывать эти ресурсы (это единственное, что приносит участникам выгоду).

Внешние условия в экстремальной среде постоянно меняются, и некоторые типы действий со временем становятся не столь эффективными как прежде — или же наоборот.

Разработчики игры предложили приз в 10 тысяч долларов США тому, кто разработает алгоритм, обеспечивающий наиболее выгодное существование в такой экстремальной "среде обитания".

На предложение побороться за награду откликнулось 100 команд, каждая из которых представляла на острове одного виртуального индивидума, который боролся с другими за ресурсы. По мере того, как те или иные участники эксперимента набирали баллы, они "размножались", тогда как менее успешные "погибали" и уступали место в среде другим.

Читайте также: Мобильные "доносчики"

По истечении нескольких месяцев (а точнее — 65 тысяч часов) попарных и групповых состязаний ученые вручили награду команде из двух канадских разработчиков.

Приз выиграли Тимоти Лилликрэп — студент, специализирующийся в области вычислительных нейронных сетей, и математик Дэниеэл Коудэн. Победители эксперимента сделали ставку на максимально эффективное копирование поведения окружающих и активное использование полученных знаний. То есть в своем алгоритме они полностью отказались от разработки новых методов поведения в среде.

"Мало кто из наших соперников обратил внимание на то, что инновации в поведении никогда не приносили выгоду в условиях данного состязания, а копирование поведения окружающих — единственно выгодная возможность", — говорит Дэниеэл Коудэн.

Фото: AP

"Это своего рода паразитирование на свежих идеях, которые генерируются другими", — отметил руководивший экспериментом эволюционный биолог Кевин Лаланд в своей работе, результаты которой опубликованы в последнем номере журнала Science.

Среди алгоритмов, занявших первую десятку в итоговом рейтинге, оказались те, которые уделяли не более 10 процентов своего времени обучению, а остальное тратили на получение прямой выгоды от своих действий.

При этом выгодная тактика победителей продемонстрировала, как важно обращать внимание на вновь разработанные другими алгоритмы поведения, так как старые в меняющихся условиях игры в любой момент могут оказаться малоэффективными.

"Эти результаты наглядно показывают, что если вы будете слишком много учиться, жизнь обойдет вас стороной", — сказал Люк Рэндэлл, соавтор публикации.

Читайте также: Человек предсказуем. Почти на 100 процентов

Наиболее выгодной стратегией выживания в социуме является копирование поведения окружающих с оглядкой на меняющиеся внешние условия, подытожили исследователи. Однако они признают, что их игра пока не отражает всех сторон реальной человеческой жизни, а потому готовят новые турниры алгоритмов поведения в средах с более сложными параметрами.

По мнению британских ученых, результаты подобных исследования помогут в будущем лучше понять и объяснить закономерности эволюции человеческой цивилизации.

О том, насколько данная модель применима к реальности, "Правде.Ру" рассказала генеральный директор Социально-психологического центра гармоничного развития личности "Дом", кандидат психологических наук Светлана Шишкова:

"В первую очередь следует учитывать то, что все испытуемые находились в состоянии стресса. При подобном явлении активируется процесс обучения, взрослый человек делает шаг назад, на ступень ниже своего текущего социального развития. Это заставляет его какое-то время вновь пребывать в состоянии "ребенка". При этом и появляется потребность копировать, "отзеркаливать", подражать.

Сколько длится этот период? У каждого свои временные рамки.

И только после его завершения человек переходит на следующий этап, а именно — у него появляются способности и стремление к творчеству, развитию, выстраиванию логических цепочек.

Подобный механизм адаптации легко объяснить на опыте детей, которые слышат первую речь и слова от своих родителей, запоминают их и разговаривают отрывистыми "копированными" фразами. И лишь со временем начинают формировать индивидуальные словосочетания, а затем и целые предложения".

Читайте также в "Правде.Ру"

Автор Вячеслав Локацкий
Вячеслав Локацкий — журналист, редактор рубрики "Наука" Правды.Ру