Президент Афганистана готов записаться в талибы

Начавшаяся неделя принесла Белому дому немало неприятных сюрпризов из Афганистана, где, как известно, недавно с блиц-визитом побывал президент Барак Обама. Он в полуночной беседе заверил своего афганского коллегу Хамида Карзая в безусловной поддержке проводимого им курса на преследование экстремистов.

Однако не преминул напомнить, что Америка ждет реальных результатов в борьбе с коррупцией и наркотрафиком, представляющих для Афганистана не меньшую опасность, чем талибы, с которыми американцы вместе с союзниками воюют уже седьмой год.

Очередное напоминание о коррупции в его окружении, очевидно, до такой степени раздражающе подействовало на кабульского лидера, что, обычно сдержанный в публичных заявлениях, он неожиданно вспылил.

Произошло это во время встречи с работниками Независимой избирательной комиссии. Карзай в жесткой форме раскритиковал Запад. В частности, обвинил дипломатов и ряд посольств в своей стране в подтасовках на прошедших в 2009 году выборах. Непосредственным поводом для такой реакции афганского президента стало то, что депутаты нижней палаты отклонили внесенный им законопроект о выборах. По мнению Карзая, они сделали это как раз под давлением из-за рубежа.

И назвал в первую очередь Соединенные Штаты — мол, запредельно вмешиваются во внутренние дела Афганистана. Более того, в разговоре с группой парламентариев даже пригрозил… примкнуть к "Талибану"!

Америка, которая отправила в помощь правительству Карзая почти стотысячный военный контингент, восприняла эти обвинения как оскорбление. Пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс ответил, что слова афганского президента Карзая не соответствуют истине. И выразил разочарование Белого дома гипотетическим намерением президента переметнуться в стан врагов.

Однако тот, похоже, закусил удила. И в своих высказываниях об иностранном военном присутствии пошел еще дальше.

После того как старейшины в афганском городе Кандагар подвергли резкой критике президента страны, который, по их мнению, не может справиться с коррупцией и обеспечить безопасность, Карзай заявил: "В стране, где находятся около 120 тысяч вооруженных иностранных военных, быть патриотом своей родины нелегко, и любой, кто поднимает голос против иностранцев, становится изгоем".

Очевидно, таким образом, он пытается сохранить остатки своего влияния на афганское общество. Некоторые политические обозреватели объясняют поведение президента Афганистана, не очень поддающееся логике, прежде всего, желанием закрепить свое положение главы государства в будущем, когда американцы покинут страну. Потому, дескать, и демонстрирует старательно независимость от Вашингтона.

Фото: AP

Не в последнюю очередь обозреватели связывают "бунт Карзая" с активизацией переговоров между Кабулом и делегацией оппозиционной Исламской партии Афганистана (ИПА) Гульбеддина Хекматьяра.

В настоящее время ее вооруженные формирования являются второй по численности и боевым возможностям силой в Афганистане после Исламского движения талибов (ИДТ). Во время американского вторжения Хекматьяр занял нейтральную позицию, объяснив ее разногласиями с режимом талибов. Поводом для перехода отрядов ИПА к активным военным действиям против Кабула и сил международной коалиции стало решение афганского правительства в 2006 году о распространении контроля Коалиционных сил над провинцией Кандагар, которая считается вотчиной Хекматьяра, моджахеда с многолетним стажем.

О подробностях этих переговоров в Кабуле сведений нет. Известно лишь, что делегация ИПА передала список из шестнадцати условий по прекращению вооруженной борьбы с режимом Хамида Карзая, главным из которых является полный и безусловный вывод иностранных войск из Афганистана до конца 2010 года.

Означает ли факт переговоров, что выпестованный в недрах ЦРУ "идейный борец" с коммунистами Гульбеддин Хекматьяр (который еще в 90-е годы стремился к власти в Кабуле), решил составить политическую конкуренцию вашингтонскому ставленнику, ответить сложно.

Читайте также: Афганская полиция полтора часа "воевала"… с двумя талибами

Для Белого дома его фигура в качестве возможного главы Афганистана абсолютно неприемлема, поскольку Исламская партия внесена в список террористических организаций, а ее лидер длительное время разыскивается американской разведкой и афганскими спецслужбами. Но Карзай неожиданно решил подыграть своему вчерашнему оппоненту, заявив, что до тех пор, пока сам народ "не выгонит своих врагов", безопасность в стране не наступит. Под врагами, судя по всему, Карзай подразумевает, в первую очередь, иностранных военных, а вовсе не талибов.

Между тем, в ближайшее время афганская армия планирует вместе с силами НАТО начать в провинции Кандагар крупномасштабную операцию против боевиков движения "Талибан". Командование альянса обещало очистить от них эту территорию до наступления священного для мусульман месяца Рамадан (август). Именно в районе города Кандагара должна быть размещена большая часть из 30 тысяч американских военных, дополнительно направляемых в Афганистан по решению президента США Барака Обамы.

Карзай приехал туда вместе с командующим силами США генералом Маккристелом в попытке заручиться у местных жителей поддержкой планируемой военной операции. Иными словами, делая упор на политическую кампанию, в отличие от операции в соседней провинции Гельменд, которая началась с боевых действий. Однако во время этого визита в регион, который считается оплотом талибов, местные жители заявили Карзаю, что мало кто хочет вступать в ряды правительственной армии из-за опасения быть убитым боевиками.

На первом сборе "шуры" (собрании старейшин и вождей местных племен) старейшины выступали один за другим, высказываясь громко и агрессивно. Некоторые из них кричали на президента, жалуясь на коррупцию, поборы и нестабильность в регионе. Судя по всему, афганское правительство представляет для местных жителей не меньшую проблему, чем "Талибан".

После столь жесткой критики со стороны старейшин, обвинивших Карзая в неспособности справиться с взяточничеством и кумовством, а также после прямого отказа населения становиться мишенями для талибов, президент заверил участников "шуры", что операция начнется только при условии предварительного согласования всех планов с местным населением.

Главный вывод, который можно сделать из собрания 1500 кандагарских старейшин, состоит в том, что они отнюдь не поддерживают масштабную совместную военную операцию армии Афганистана и сил НАТО.

Так что у Карзая нет иного выхода: либо оставаться сомнительно легитимным президентом, либо реально стать изгоем для Запада и, возможно, разделить судьбу десятка разного рода марионеточных правителей, которых американцы своевременно убирали как отработанный материал.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить