Технологии СССР пошлют НАСА... на Луну

Американская компания Aerojet, занимающаяся техническим оснащением Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), возможно, закупит в России старые ракетные двигатели.

Об этом стало известно 31 марта. По сообщениям американской прессы, они будут использованы для работы Международной космической станции (МКС). Речь идет о приобретении нескольких десятков советских двигателей НК-33 40-летней (!) давности, предназначавшихся для реализации советской лунной программы.

Она, напомним, в начале 1970-х гг. была закрыта, несмотря на то, что технически СССР был готов к высадке космонавтов на спутнике Земли. Десятки уже собранных двигателей отправили на консервацию. И вот теперь их востребовали былые американские конкуренты СССР по освоению космоса.

Как признают представители Aerojet, результаты тестовых испытаний советских "движков" их вполне удовлетворили, и сейчас ведутся консультации относительно закупки. Стоимость предполагаемого контракта пока неизвестна. Какую ценность для американских исследователей космоса, первыми высадивших человека на Луну, может представлять это, казалось бы, старье? Свое мнение на этот счет "Правде.Ру" высказали эксперты.

"Двигатели у нас всегда были хорошие, — говорит Павел Золотарев, заместитель директора Института США и Канады. — И сейчас требуется лишь доработка электронной начинки. По сути, они готовы для полета. Кроме того, американцы как раз здесь испытывают большие проблемы. У них программа основывалась на многоразовых двигателях, и она оказалась менее эффективной, чем программа одно- и двухразовых двигателей, которую реализовали в СССР".

Читайте также: Гвианский Куру вместо Байконура

А военный эксперт Владислав Шурыгин напомнил, что "американцы уже давно закупают наши двигатели, использующиеся на ракетах-носителях "Протон". И это не удивительно, поскольку, по признанию международных экспертов, советские двигатели до сих пор являются лучшими в мире".

Фото: AP

Эксперт Совета по внешней и оборонной политике России Александр Мордовин обращает внимание на то, что "тут нет никакой политики или какого-то подковерного хода. Это обычный для американцев контракт. Зачем выдумывать обезьяну, которая уже сидит у вас в клетке? Американцы руководствуются этой мудростью при ведении своей космической программы. Решение о закупке старых советских двигателей является абсолютно прагматичным ходом. Ведь по своим техническим характеристикам, включая тяговооруженность и безопасность применения, они полностью подходят к использованию в программах НАСА. С другой стороны, гораздо дешевле купить эти двигатели, которые обойдутся им в несколько десятков, максимум — сотен миллионов долларов, чем тратить миллиарды на создание новых", — утверждает Александр Мордовин.

Он подчеркнул, что и России это выгодно. "Раз есть заказ, значит, будут деньги, которые помогут нашей аэрокосмической промышленности. Никакой угрозы для нашей национальной безопасности тут нет, напротив, — это поможет развитию отечественной индустрии".

"Это верный признак, что американцы намерены полезть на Луну, — убежден первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. — Ресурсов на Земле не хватает, и они всерьез намерены осваивать недра единственного спутника нашей планеты. Правда, не факт, что у них получится это", — говорит Сивков и приводит довольно неожиданный довод. Мол, раз хотят использовать советские двигатели сорокалетней давности, значит, почти за полвека не больно здорово продвинулись в технологиях.

И далее развивает мысль о "высочайшем уровне советской науки и техники. Дело в том, что Запад, вообще, и США, в частности, являются "цивилизацией упаковок". Иными словами, могут хорошо подать ту или иную вещь в зрительном образе, во внешнем виде, но по качеству их продукция зачастую уступала советской. В первую очередь это касается аэрокосмической сферы. У нас же было совсем наоборот: обертка едва ли не из туалетной бумаги, но качество — потрясающее. Получается, что и сейчас, — полагает эксперт, — у нас еще не все так плохо в той самой аэрокосмической отрасли, за которой будущее. После 15 лет невнимания к нашим ученым следует поддержать их, обеспечить необходимой базой, и это может стать основой для нашего рывка в XXI веке".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить