Российский авторынок: падение в ожидании утилизации

С начала 2010 года продажи легковых автомобилей в России снизились на 34% и составили 165.862 машин, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса. Столь существенное падение реализации легковушек даже на фоне кризисной статистики 2009 года связано с отложенным спросом: потенциальные покупатели ждали старта программы утилизации, считают эксперты.

В феврале продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России сократились на 32% (на 42.949 штук) к февралю прошлого года, до 91 тыс. 922 автомобиля. Рост к январскому показателю, который традиционно является одним из самых низких в году, составил 24%. В январе авторынок РФ поставил антирекорд месячных продаж с начала кризиса, упав на 37% к кризисному январю 2009 года, до 74.086 автомобилей.

"Результаты продаж начала года пока оказываются ниже, чем результаты прошлого года. Частично это обусловлено высоким уровнем распродаж складских запасов в 2009 году" — отмечает вице-председатель Комитета Автопроизводителей АЕБ Ян Мартин. При этом автопроизводителями и дилерами активно применялись системы скидок.

Читайте также: "Министры сказали "да" новому автозаводу в Тольятти"

Самой продаваемой машиной января-февраля текущего года остается российская Lada. Продажи машин под этим брендом упали примерно также, как рынок в среднем (минус 31%), составив 37455 штук тыс. авто. На втором месте по популярности среди российских покупателей является корейская Hyundai, продажи которой снизились за два месяца на 22% (до 11,8 тыс. машин).

У Chevrolet, которая заняла третье место в рейтинге продаж авто, объемы сбыта сократились гораздо хуже среднерыночных — на 47%. Продажи Renault упали на 11%, до 4.874 штук.

В числе лидеров падения продаж в первые два месяца текущего года оказались автоконцерны Ford (-60%), Toyota (-47%), Nissan (-54%), Peugeot (-50%), Opel (-56%) Mazda (-64%), Mitsubishi (-48%), Honda (-70%) и других. Существенно снизились показатели объемов реализации Иж (вкл. ВАЗ 2104), продажи которого сократились в сто раз (-99%). Среди лидеров по падению также оказались марки Byd (-92%) и Alfa Romeo (-70%).

Продажи Группы ГАЗ упали за два месяца на 85%. В абсолютных цифрах объемы продажи ГАЗа также выглядят неважно, производитель продал всего 208 легковых автомобилей. При этом наблюдается рост на 12% в сегменте легких коммерческих автомобилей (до 5528).

Однако некоторым производителям удалось выйти "в плюс" по сравнению с показателями прошлогодней давности. В частности, продажи корейского Kia в РФ, решившего в 2009 году заняться сбытом на российском рынке сосбвтенным который в 2009 году взял на себя сбыт своих авто в РФ, выросли на 21%, до 5.660. Таким образом, южнокорейский автомобильный альянс в целом удерживает лидирующие позиции по продажам в РФ.

Положительную динамику продаж по итогам января и февраля показали марки Daewoo (2%), УАЗ (8%), BMW (8%), Suzuki (9%), Audi (18%), Mercedes-Benz (13%), Kia (27%), Chery (32%), Iveco (30%).

В числе лидеров по темпам роста продаж оказались завод ТАГАЗ (рост в 13,5 раза) и его дочерний бренд Vortex (в 10,5 раза). Но в количественном измерении объемы продаж этих марок не впечатляют — 797 автомобилей и 1633 машин соответственно. Примечательно, что в десятке самых продаваемых в январе-феврале 2010 года марок легковых автомобилей легковушек, девять производятся в России.

"Обнадеживающим выглядит движение в сторону постепенного восстановления продаж — в феврале падение рынка составило 32% по сравнению с 37% в январе, гораздо более коротком рабочем месяце, — комментирует председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. — Однако, при этом, первые месяцы 2009 года подверглись влиянию многих неблагоприятных факторов, поэтому более точно и основательно о динамике рынка и эффективности мер государственной поддержки можно будет говорить только по результатам первого квартала".

Как предполагают специалисты АЕБ, стимулом роста продаж автомобилей в РФ может стать программа утилизации старых автомобилей.

Читайте также: "В стране стартовала программа утилизации старых авто"

"Мы возлагаем большие надежды на госпрограмму по утилизации, которая официально начала действовать с 8 марта. От того, насколько оперативно будут доработаны оставшиеся вопросы, зависит эффективность этой программы и результаты ближайших месяцев", — подчеркивает вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян.

Вместе с тем, ожидать существенного роста продаж в марте не следует, полагают эксперты. Программа утилизации старых автомобилей в России только стартовала, а потому рассчитывать на заметный количественный рост продаж можно лишь по итогам апреля.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру