Юрий Шевчук призвал петь про Ходорковского

Потому, что известный олигарх "все долги уже отдал". С таким обращением к зрителям рок-концерта лидер группы ДДТ выступил в минувшее воскресенье в московском спорткомплексе "Олимпийский". Досталось от музыканта, пожалуй, всем — и коллегам по цеху, и конформизму, и "бесчеловечной власти". Один "светоч" остался в стране, да и тот в Краснокаменске…

Лидер группы ДДТ любит обращаться к публике с политическими посланиями. Напрасно многочисленные комментаторы выступления в Олимпийском используют эпитеты "впервые", "решился" и т. д.

Во время перестройки много говорилось о том, как советские власти преследовали группу ДДТ и ее лидера. Песни группы стали символом демократических преобразований. В 1991 году Юрий Шевчук "на баррикадах сражался за демократию".

Но стоило "демократии" наступить, как рокер оказался в оппозиции к ней. "Когда Ельцин победил в 91-м, то просто забухал. Вместо того чтобы очищать власть от коррупционеров…", — объяснял впоследствии причины своей оппозиционности певец в интервью одной из газет.

В 1993 году Шевчук презентовал альбом "Черный пес Петербург". На концерте лидер ДДТ читал такие стихи:

"Траурный митинг сегодня назначили
Мы по усопшей стране, господа.
Все песни, все мысли, всё плохо, жрать нечего.
Попса одна по ящику…
Незнаю… блин… фонограмщики. Надоели…
Где вы, герои войны и труда?!"

"Революции делают одни, а пользуются их плодами другие, — говорит Шевчук в интервью украинскому изданию. — Мы в России это… прошли, и в 1991 году, и в 1993-м. Те, кто стоял на баррикадах за свободу и демократию, и те, кто сейчас у власти, — это разные люди".

Читайте также: "Несистемный" привет из 90-х

В 90-е годы, по мнению Шевчука, все пошло не так. "Конечно же, тот рок-н-ролл, дух, объединяющая идея рок-движения, как-то исчезли со сцены, — рассказывал лидер ДДТ в одном из интервью. — …Вся попсизация страны, понижение духа… Понимаете, песня, дух — это все очень связано. Песни, которые мы слышим, похожи на бессмысленное кудахтанье курицы, и в результате мы называем звездами куриные окорочка. Или смотрим шоу хомячков, за стеклом или еще где-то… Вы понимаете, когда из человека делают продукт, упаковывают в целлофан личность, которая могла бы созреть, это ужасно".

Фото: AP

Именно в этот период началась непримиримая борьба лидера ДДТ с поп-музыкой. "Раньше нас глушили гимнами и маршами, а сейчас — попсой", — говорил он. "Мы, — утверждал певец, — …хорошо понимаем, что дешевая пластмассовая музыка, которой закармливают нашу молодежь, превращает ее в быдло". Саму такую ситуацию Шевчук называл "агрессивной бездуховностью", причем следствием ее считал, в том числе, и войну в Чечне.

"Как может быть неактуален рок-н-ролл? — возмущался Шевчук в другом интервью, — Если он сам по себе — синоним актуальности?… Сейчас наступает контрреволюция духа, идет война за души. Я об этом песню написал: "Контрреволюция, наехав на нас, довела до больницы, вырос живот, рок-н-ролл стерт, я учусь играть джаз, но меня рвет — полный рот нот…" Что будет с нами, со страной, что будет с молодежью?! Пойдет она за нагиевыми и троицкими (будет наслаждаться "Плейбоем" и смотреть "Окна") или будет петь хорошие, умные песни? Я сейчас общаюсь с молодыми ребятами и вижу: зреет колоссальныйпротестпротив всей этой навязываемой телевидением и радио культурной шелухи и порнухи. И я согласен на эту духовную войну — мы будем биться!"

Таков был Юрий Шевчук 1990-х — начала 2000-х годов. Если что-то с годами не меняется, так это риторика лидера группы ДДТ. Выступая в минувшее воскресенье в спорткомплексе "Олимпийский", он заявил: "Тот питерский рок-клуб, прошлый век… Это была, ребята, настоящая революция духа… И в кошмарном сне ни мне, ни моим друзьям тогда бы и не приснилось, до чего наш рок докатился! Половина песен про "сиськи-письки". Эти наши коллеги бесчисленные, которые танцуют на шестах на жирных корпоративах…"

"Забыли, — сказал Шевчук, — забыли мы, что рок — это выход … Родился, пил, ел, трахался, умер — вся наша жизнь! По ящику все хорошо, отлично! Ты, быдло, только смотри, жуй это все, и не вякай. Нормально. Хлеба и зрелищ. Древний Рим".

"И что сейчас творится? — воскликнул певец. — Ну, жизнь как всегда продолжается, богатые богатеют, нищие нищают. Коррупция тотальная, воруют все. Система выстроила у нас сейчас в стране жестокую, жесткую, очень бесчеловечную власть. Народ мучается не только в тюрьмах и лагерях, но и в детских домах, в больницах… Сколько сейчас беды, ребята!…"

"Ну вот, допустим — Ходорковский со своим другом, — продолжил певец. — Сколько их еще можно парить? Они все долги уже отдали. Все долги уже отдали! Сколько можно их закатывать в бетон этот зоновский?"

"Я обращаюсь к вам от всего сердца, — сказал Шевчук. — Друзья мои, я хочу вам сказать, что все дело за вами — какие песни вы будете петь, такой и будет страна. Дело в ваших руках, ребята. Я не политик, но рок — это не тогда, когда все хорошо, а тогда, когда что-то плохо. И об этом надо петь и говорить!"

Фото: AP

В итоге каждый нашел в речи Шевчука свое. Кто-то радостно прыгает от эпитета "ментовская власть", которую употребил певец. Кто-то вцепился во фразу о Ходорковском. В целом хор комментаторов ликует: "Наконец-то Шевчук сказал всю правду!" Вот только эту "правду" вечный оппозиционер повторяет на протяжении последних 20 лет по отношению к каждой власти, начиная с Советской — та глушила гимнами, другая — попсой. А сейчас "опопсел" и сам рок. В общем, "попса одна по ящику… фонограмщики".

А претензия-то одна. Вот слова Шевчука из интервью 2003 года, когда ему было присвоено звание народного артиста Башкирии: "Ведь русского рока нигде нет, одна попса в эфире. Рок загоняется в те же подвалы, откуда 20 лет назад он и выполз. Включи любое радио, любой телеканал, где ты увидишь или услышишь рок?"

Легко понять мастодонта рок-музыки 80-х: обидно — нет слов. Виноват, естественно, политический режим. Кто же еще провел "контрреволюцию духа", посадил Ходорковского и придумал "жирные корпоративы"?

Нонконформист Шевчук остается верен себе. Он упорно не хочет признать, что "тот рок", "тот питерский рок-клуб" остался в городе, который носил имя Ленинград. В "несвободном" СССР. И не без помощи тех самых рокеров этот уютный мир "самого читающего в мире метро", очередей за книгами и интеллектуальных песен канул в Лету.

Что делать теперь? Ну, можно занять позицию вечного оппозиционера и спеть про Ходорковского. Вдруг поможет?

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить