Двойники и прочая нечисть

Был такой писатель П. Багряк. Полвека назад он пользовался большой популярностью. По романам этого писателя снимали фильмы, книги были нарасхват, а в "Антологии мировой фантастики", изданной в Соединенных Штатах, он вошел в первую сотню лучших авторов.

202484.jpegП. Багряк написал шесть романов, а потом умер Дима Биленкин, и популярный писатель решил уйти в Лету… Да, я забыл сказать, что "П" обозначало не "Павел", как иногда писали в газетах, а "Пять". А из начальных букв фамилий слагался и псевдоним "Багряк". Это были Валерий Аграновский, Ярослав Голованов, Дмитрий Биленкин, Виктор Комаров и автор этих строк.

Почему я сейчас вспомнил о нашей молодости? Дело в том, что один из написанных нами романов назывался "Пять президентов", и посвящен он был столь популярной и драматичной проблеме, которая называется "клонированием". Она никого не оставляет равнодушными — ни ученых, ни фантастов, ни политиков.

Что двигает людьми науки, когда они решаются бросить вызов самому Богу и начать клонировать растения и животных, а затем и человека?

Итак, ситуация предельно проста: во-первых, способны ли они это делать, и, во-вторых, насколько опасны подобные эксперименты. Это два вопроса, на которые мы обязательно должны найти ответ вне зависимости от того, насколько реальны те прогнозы, которые дают ученые.

Первые опыты по клонированию показывают, что биологи, медики и генетики вполне способны "воспроизводить" живые существа. По крайней мере, внешне они напоминают своих прародителей, да и наклонировать их можно сколь угодно много. Будь то овечки, или телята, или мыши, или куры…

Однако сразу же выяснятся, что возникают новые, неведомые пока науке проблемы: развитие "похожих" на прародителей организмов идет не по стандартам — они начинают развиваться иначе, по-своему. Выясняется, что и внешне среда действует на один клон так, а на другой — иначе, и даже при сравнении с близнецами "похожести" мало. У тех-то, оказывается, процессы развития более близки, родственны, чем у клонов.

Впрочем, если иметь в виду растениеводство и животноводство, то тут особых проблем нет — наличие "души" у животных и растений, как известно, не предполагается, и на живодернях особого внимания на характер отдельной особи не обращают.

С человеком же намного сложнее. У него "душа", которая включает в себя всю гамму чувств и эмоций, а также разум, то есть способность мыслить.
Наверное, можно "сконструировать" человеческий организм, подобрать определенное количество "запасных частей", с помощью методов инженерной генетики вырастить те или иные органы, но воссоздать клон конкретного человека невозможно.

Запреты на клонирование человека введены в ряде стран, в том числе и у нас. Однако у меня создается впечатление, что это ничто иное, как политические игры, мол, смотрите, мы заботимся о гражданах, мы не допустим, чтобы по улицам бегали абсолютно одинаковые люди! Такого не будет, да и вряд ли найдутся желающие клонировать самих себя, потому что более бессмысленного занятия быть не может. Клонирование — это по сути дела попытка приобрести для себя бессмертие. Но задумайтесь: а зачем оно нужно?! Вечный Жид уже доказал, что бессмертие — это проклятие. Так же, как и клонирование.

В истории человечества еще не было ни единого случая, чтобы рождалось два абсолютно похожих существа. Судя по всему, это особенность развития биосферы Земли, может быть, даже его краеугольный камень. К сожалению, происхождение жизни остается главной загадкой природы. Сейчас ее пытаются разгадать со всех сторон: науки объединяются, чтобы общими усилиями понять, как именно мы произошли.

Возможно, разгадка близка. И тогда станет абсолютно ясно, почему клонирование — это тупиковый путь. Однако любопытно, что реальность часто обращается к фантастике. В этом тоже есть своя закономерность. Но есть "вечные" фантастические идеи, они питали литераторов всех времен и всех народов. Клонирование — одна из таких идей.

Автор Владимир Губарев
Владимир Губарев — русский и советский писатель-фантаст, драматург, журналист
Обсудить