Россия возвращает железные дороги Закавказья под свой контроль?

Грузинская железная дорога вскоре может перейти под контроль РЖД. Об этом сообщает грузинская газета «Резонанси». Российская сторона уже предпринимала попытки получить контроль над этой частью некогда единой советской системы железных дорог. Это тем более логично, что РЖД концессионно управляет Армянскими железными дорогами и обрела контроль над Абхазскими путями. Не хватает лишь одного пазла, Грузии, для того, чтобы начала функционировать полноценная закавказская железнодорожная сеть.

Ряд политических деятелей Грузии говорят о покупке ГЖД российским монополистом как о деле решенном. Сообщают о том, что российскими специалистами уже проведен аудит грузинской железной дороги. А недавний визит Саакашвили в Армению якобы напрямую был связан с ожидающейся сделкой. По крайней мере, слова о армянского президента Саргсяна о "важности возобновления сухопутного сообщения с Россией" проникли в прессу.

Независимая газета приводит мнение Романа Кусиани из оппозиционной «Единой Грузии», который утверждает, что с передачей ГЖД власти уже определились, иначе «зачем надо было еще два месяца назад переводить на русский язык всю документацию этой организации». «Есть достоверные данные о том, что эти документы недавно были переданы менеджерам, осуществляющим управление Армянскими железными дорогами», - приводит издание слова Кусиани.

В качестве подтверждения возможной продажи стратегического актива российской стороне грузинские эксперты приводят историю с Ингури ГЭС, которая тоже якобы не продавалась, но сейчас де-факто контролируется Россией. К тому же, проблемы грузинского бюджета, а вернее его наполняемости ни для кого не секрет. Социальные волнения Саакашвили не нужны, а потому вопрос, наверное, состоит лишь в цене, за которую грузинский лидер готов уступить коммуникации в обмен на ресурсы для поддержания собственного режима.

Независимая газета напоминает о том, что около года назад тендере на управление ГЖД неожиданно победила совершенно неизвестная компания, зарегистрированная в некой офшорной зоне. Под давлением оппозиции правительство Грузии аннулировало итоги тендера, слишком уж «темна» была «лошадка», которая его выиграла. Но и по сей день циркулирует информация о том, что за фирмой стояли представители РЖД. К тому же коммерческого интереса к грузинским дорогам в монополии не отрицали.

Следует отметить, что сейчас в грузинском регионе реализуется проект, потенциально опасный для российского варианта «Шелкового пути» из Китая в Европу, который является суперпроектом РЖД и, вероятно, ее немецких партнеров. Речь идет о строящейся дороге Баку-Тбилиси-Карс, 29 километров которой должны пройти по грузинской территории. Причем финансирование строительства грузинского участка взяла на себя азербайджанская сторона. Для этого Азербайджан готов выделить Грузии $200 млн. на 25 лет под 1% годовых, то есть не просто даром, а себе в убыток. Стало быть, интерес крайне велик...

Предполагается, что общая пропускная способность дороги составит порядка 15 млн. тонн грузов. Она позиционируется как альтернатива Транссибирской магистрали, хотя турецкий участок альтернативного «Шелкового пути» так или иначе упрется в черноморские проливы. Впрочем, сейчас ведется строительство железнодорожного тоннеля «Marmaray» под Босфором. Закончить его планируется в 2012 году, а дорога Баку-Тбилиси-Карс должна начать функционировать в 2011. В Ереване этот проект прямо называют антиармянским, напоминая о существующей ветке Карс-Гюмри-Ахалкалаки. Переход грузинских железных дорог под контроль РЖД выгоден для Москвы еще и потому, что он вновь открывает для РФ прямой выход на Иран через территории Грузии и Армении.

Судя по всему, в регионе идет серьезнейшая геополитическая борьба, которую окружает довольно любопытный событийный ряд. 15 июля появилась информация о беспрецедентном кредите для РЖД в размере 500 млн. евро, который выделяет ЕБРР. В этот же день возобновилось железнодорожное пассажирское сообщение Ереван - Батуми. В среду по невыясненным причинам потерпел катастрофу Ту-154, летевший маршрутом Тегеран-Ереван.



Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Последние материалы