Точкам стихийного роста не хватает финансового полива

Несмотря на обвальное падение российской промышленности внимательный глаз ищущего способен найти секторы, где вопреки, а может быть благодаря кризису, вместо снижения был зафиксирован рост.

По словам директора Центра развития Высшей школы экономики Валерия Миронова, в апреле росли 12 секторов, доля которых составила уже 7,4%, в мае - 11 с суммарной долей в те же 7,4%, пишут Ведомости.

Совсем неудивительно, что прирост наблюдается в сфере производства нефтепродуктов. Подъем цен на нефть вновь повысил рентабельность и лидеры отрасли Лукойл и Роснефть наращивают добычу.

Интересно, что происходит за пределами нефтегазовой сферы. Невзирая на кризис, растет производство собственного мяса. Этот сектор по данным экономиста ЦМАКП Владимира Сальникова в мае поднялся на 12%, пишет издание. К тому же государство традиционно сокращает поставки из-за рубежа. ФТС с начала года фиксирует падение мясного импорта на 34%-36%. Замещает отечественный производитель на тех инвестициях , которые были сделаны еще в период «тучных лет». Сейчас их ощутимо не хватает и сможет ли отрасль развиваться прежними темпами - большой вопрос.

Рост производства животных и растительных жиров на 6,5% в значительной степени обусловлен прошлогодним рекордным урожаем маслосемян. Российское растительное масло занимает лидирующие позиции на внутреннем рынке, а его вывоз увеличивается наряду с сельскохозяйственным экспортом в целом, физические объемы которого уже выросли в несколько раз.

На отсутствие нормальных кредитов сетует и наиболее успешные представители легкой промышленности. В мае объемы производства обуви выросли на 2%, рост выпуска идет с февраля текущего года. Хороший подарок отечественным обувщикам сделали китайцы. Из-за закрытия тамошних фабрик импорт китайской обуви снизился на 13%. Однако и в этой растущей отрасли финансовых ресурсов для роста просто нет. Длинные и дешевые производственные кредиты банки не дают.

Еще один растущий сектор - производство косметики, мыла и парфюмерии, объемы которого превысили прошлогодние на 10%-12%, пишут Ведомости. Это преимущественно «женское» направление, которому не страшны даже кризисы.

Еще Леонард Лаудер, глава косметической компании Estee Lauder выявил зависимость между объемами продаж губной помады и экономическим климатом. Статистика продаж Estee Lauder показывает, что продажи растут в ситуации, когда дела в экономике складываются неважно. Это принято объяснять тем, что женщины нуждаются в маленьких подарках самим себе для того, чтобы подсластить пилюлю возникших финансовых и психологических проблем.

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить