Запоздалое банкротство General Motors

Крупнейшая американская автомобильная корпорация General Motors (GM) подала в суд Нью-Йорка заявление о банкротстве. GM создает новую компанию Auto Acquisition Corp., в которой 60% будет принадлежать правительству США. Эта структура выкупит активы разорившегося автопроизводителя. Так заканчивается история одной из старейших компаний мира, одного из символов Америки XX века.

GM умирала долго и мучительно. Как признают многие эксперты, банкротить компанию следовало еще в 2008 году, когда системные дефекты GM были очевидны для всех. Кризис захлестнул всю американскую автомобилестроительную отрасль. В ноябре 2008 года "большая тройка", General Motors, Ford и Chrysler, запросила $50 млрд. у правительства США.

Белый дом приступил к выработке плана поддержки отрасли, свет увидел документ, согласно которому в обмен на кредиты крупнейшие автопроизводители обязались приступить к оптимизации и реструктуризации под жестким государственным надзором. Причем Ford, оценив условия Вашингтона и собственное состояние, предпочел отказаться от помощи. General Motors и Chrysler, помощь принявшие, стали банкротами.

В первом квартале 2009 года чистые убытки GM увеличились на 82% по отношению к сопоставимому периоду прошлого года и составили порядка $6 млрд. ($9,78 на обыкновенную акцию). Выручка крупнейшего в США автопроизводителя уменьшилась на 47% - до $22,4 млрд. в январе-марте 2009 года. Объем производства упал на 40%, что объясняется не только снижением спроса, но и переориентацией американцев на иномарки. К этому времени компания получила от государства помощь в размере $15,4 млрд., а в марте Вашингтон обязал GM предоставить до 1 июня новый план выхода из кризиса. Альтернативой плану было банкротство.

В апреле появился последний антикризисный план GM: сокращение 20 тысяч рабочих мест, отказ от марки Pontiac, обмен долговых обязательств в размере $27 млрд. на акции компании. Однако план конвертации долга в акционерный капитал оказался невыполнимым. Последней успешной сделкой GM стала продажа своего немецкого подразделения Opel российско-канадскому консорциуму. Кроме немецкой марки консорциум получил британского производителя Vauxhall, а также бизнес по выпуску автомашин Chevrolet в России.

На момент начала процесса банкротства активы GM составляют $82,29 млрд, долговые обременения компании - $172,81 млрд. При реорганизации компания получит $30 млрд. от ФРС и $9,5 млрд. от Канады. Ликвидации или продаже подлежат бренды Pontiac, Saturn, Saab и Hummer, компания сохранит только чисто американские бренды: Cadillac, Chevrolet, Buick и GMC. До конца 2010 года только в США будет закрыто 13 заводов в корпорации, еще один будет ликвидирован в 2012 году.

Американское правительство надеется создать на месте старого неповоротливого монстра новое динамичное предприятие. Для него уже придумано название - The New GM (Новый GM). Будет ли новая корпорация жизнеспособна, или компания, потеряв рынки сбыта окончательно уйдет в небытие, покажет время.

В российских подразделениях, в частности, тольяттинском «GM - АвтоВАЗ», пока сохраняют сдержанный оптимизм. «Мы, конечно, осведомлены о существующих проблемах в корпорации General Motors и внимательно следим за развитием событий, - отметила она. - В данный момент изменения, происходящие в General Motors», не сказываются на работе «GM - АвтоВАЗ», - сообщила ИТАР-ТАСС руководитель пресс-службы совместного предприятия Ирина Шемякина.

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить