Китай увяз в американском долге

Золотовалютные резервы КНР в феврале сократились на рекордные $34 млрд. В марте резервы вновь показали рост, но он оказался незначительным. В итоге, в первом квартале текущего года резервы страны увеличились лишь на $7,7 млрд.

По данным Банка Китая, на которые ссылается агентство Bloomberg, на 1 апреля текущего года китайские денежные запасы были эквивалентны $1,9537 трлн. Сокращение резервов объясняется резким падением экспортных поступлений в страну. Профицит торгового баланса Китая в том же первом квартале сократился на 45%.

Учитывая сокращение роста китайских ЗВР, специалисты не исключают возможности сокращения покупок американских облигаций. А между тем, дефицит бюджета США достиг почти триллиона долларов и вероятно вырастет еще, учитывая волну сообщений о необходимости увеличения финансирования программы TARP. Главным источником внешних заимствований для решения внутренних проблема в США видят Китай.

Сами китайцы уже не раз публично высказывали сомнения в надежности вложений в государственный долг США. На сегодняшний день КНР владеет американскими обязательствами в объеме примерно $740 млрд. У китайцев есть и объяснения и основания для прекращения покупок долговых бумаг – резкое сокращение экспортных поступлений связано с сокращением спроса мировых рынках, причем американский значился среди них как крупнейший.

Как долго КНР будет поддерживать становящийся невыгодным для себя симбиоз со Штатами, когда китайцы и производят для американцев и оплачивают американское потребление? Китайцы на сегодняшний день являются наиболее активными покупателями. Речь, конечно, идет не о ширпотребе и мобильных телефонах (хотя и тут они лидируют), а о технологиях, предприятиях и ресурсах, на скупку которых Китай не жалеет денег.  Тем не менее, переключение производств на инфраструктурные проекты и активизация внутреннего спроса дело не одной минуты, дня, недели, месяца и даже года.

Проще говоря, Китай явно запаздывает со своими суперпроектами, а невероятная даже для псевдосоциалистической страны дифференциация доходов населения, делает задачу резкого повышения совокупного спроса вообще трудновыполнимой. Хотя Китай запланировал новую программу помощи, которая нацелена именно на стимуляцию персонального спроса. Сумма вливаний пока неизвестна, как и сама схема финансирования. Тем не менее, китайцам есть куда тратить резко снизившийся поток экспортных денег.

Но только лишь деньгами проблему не решить, зачем самим китайцам такое количество ширпотреба, которое они производят. Стало быть, речь должна идти о перепрофилировании и перевооружении предприятий, а это, в том числе, замена примитивного труда конвейерщиков на нечто более профессиональное и, не побоимся этого слова, образованное. Адекватную систему профессионального образования за год тоже не создать.

Следует упомянуть о том, что Китай уже пытался хеджировать свои валютные резервы. Но попытка была не очень успешной, по крайней мере, китайцы продолжили скупать американские облигации, поддерживая курс доллара и играя тем самым на сохранение стоимости собственных долларовых резервов.

Парадокс ситуации в том, что девальвация доллара в определенной степени выгодна США, тем самым обесценивается громадный долг этой страны и невыгодно Китаю, как крупнейшему держателю этого долга. К тому же китайское производство держится именно на демпинге и укрепление юаня в период падения производства сделает китайскую продукцию менее конкурентоспособной. По этой же причине, китайцы не могут досрочно скинуть имеющиеся у них на руках американские облигации. Но совершенно очевидно, что эта ситуация является тупиковой, возможно, КНР будет искать из нее свой, максимально мягкий выход.

Последние материалы